Вечерния молитва в храмах

Содержание

Вечерня

Вечерния молитва в храмах

Всенощное бдение состоит из трех частей: вечерни, утрени и первого часа. Вечерня — первая служба дневного церковного круга.

Круг начинается с вечерни потому, что и день в древности считался с вечера: «и бысть вечер и бысть утро» (Быт. 1;5).

Вечерню можно сравнить с ранним утром истории человечества — радостно и светло было это начало истории человека, но ненадолго: скоро человек согрешил и сделал свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

Священник и диакон обходят храм с кадилом. Каждение фимиама — ладана изображаетвеяние Духа Божия, Который, по слову Библии, «носился» над первозданным миром, рождая жизнь Своею Божественною силою: «и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1:2).

Двери алтаря в это время отворены. Алтарь изображает, с одной стороны, небо, жилище Божие, с другой — рай, жилище Адама и Еввы в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем.

Таким образом, открытые в это время двери изображают райское блаженство прародителей Адама и Еввы в раю.

Затем Царские двери затворяются, этим действием вспоминается печальное событие, когда «затворились врата рая грехом Адамовым». Прародители были изгнаны из места блаженства «на труд и скорбь».

Изображая скорбящего, плачущего перед вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем, в вечерних молитвах молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, «не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей».

Христиане через диакона и клир в великой ектении просят помилования души и, вспоминая грех Адама и потерю рая, словами первого псалма скорбят о печальной участи тех, кто идет дорогой греха, и радуются радостной участи праведных, которые исполняют закон Господень.

Пение псалмов и стихер

«Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых» (псалом 1;1). Счастлив человек, который не идет на собрание злых и не ходит путями неправедных и не сидит в собрании развратителей; его воля — в «законе Господни», о законе Господнем размышляет он день и ночь. Вслед за первым псалмом читаютсявторой итретий. Они раскрывают ту же мысль, что и в первом: Господь не оставляет праведных.

Напрасно враги замышляют злое против праведного: Господь защита его (псалом 2-й), Он защищает праведного днем и в ночном сне, и праведнику не страшны нападения врагов (псалом 3-й). «Плач Адама» у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в стихах 140, 141 и 129 псалмов. В них мольбы к Господу принять нашу вечернюю молитву, как жертву вечернюю, как фимиам благоуханный.

Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека о совершенном Господом деле спасения, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихерами «на Господи воззвах». В виде перехода к «утру спасения» поются догматические вдохновенные песни, называемые догматиками — Богородичными.

Догматики — полное изложение учения о Господе Исусе Христе, о соединенных в Нем Божественной и человеческой природе. Это учение раскрыто в третьем члене Символа веры и в трудах 3, 4, 5 и 6 Вселенских соборов.

Пресвятая Богородица, воспетая в догматиках, «небесная дверь» для согрешивших и лестница на небо, по которой сошел на землю Сын Божий, и люди восходят на небо.

Вечерний вход и паремии

Двери алтаря открыты. Священник в предшествии диакона выходит боковыми, а не Царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в зраке раба, как тихий свет вечера, скрывший солнечную Божественную Свою славу.

И входит в алтарь через Царские врата, знаменуя, что через Господа Христа и смерть Его «царския врата неба» подняли «свои князи» и открылись для всех, идущих за Господом. Диакон возглашает: «Премудрость прости».

«Свете тихии» — так, дожив до заката солнца и видя вечерний свет, воспеваем Бога Отца, Сына и святого Духа.

История повествует нам о происхождении церковной песни «Свете тихии». Однажды на одной из Иерусалимских гор сидел мудрый старец, патриарх Софроний. Его задумчивый взгляд долго простирался по необъятно раскинувшемуся перед ним горизонту и наконец остановился на потухающих лучах палестинского солнца. Кругом царила глубокая тишина.

Живительный вечерний воздух был напоен приятной прохладой и сильным запахом горных цветов. Картина за картиной проходили перед умственным взором патриарха. Он представлял себе, как здесь, на той же горе, перед своими страданиями взирал на Иерусалим Спаситель. Тогда так же, как и теперь, тихий свет заходящего солнца падал на стены и улицы славного города.

И склонявшееся к западу вещественное солнце склонило ум патриарха к представлению себе Солнца невещественного — Сына Божия, Который сошел к темному человечеству, чтобы просветить его. Радостью наполнилось сердце мудрого старца, и из его восторженных уст полилась вдохновенная песнь.

С тех пор в течение многих веков оглашает наши храмы эта священная песнь, и она никогда не потеряет своей красоты и умилительности.

В праздники вслед за прокимном читаются паремии. Так называются избранные места из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие в пророчествах или прообразах указание на событие вспоминаемого праздника.

В  Богородичные праздники, например, читаетсяо видении Иаковом лестницы, бывшей прообразом Богородицы, нашей лестницы к небу. На Воздвижение — о древе, брошенном Моисеем для услаждения горьких вод Мерры.

Дерево это преобразовало Крест Господень.

После паремий произноситсясугубая ектения: «Рцем вси». За сугубой ектенией, после молитвы о том, чтобы Господь помог безгрешно закончить день «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам», произносится ектения просительная. В ней, как и в предшествующей молитве, мы просим у Господа, чтобы Он помог весь вечер провести в совершенстве, свято, в мире и без греха.

Лития и стихеры на стиховне

Далее совершается лития. Произошла лития из обычая во время общественных бедствий совершать покаянное моление среди города или даже за его стенами. Указание на это находим у блаженного Симеона Солунского.

«Лития, — пишет он, — бывает в притворе в субботу и праздники, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или иного бедствия совершается среди города, или вне, около стен, при стечении народа». На такое происхождение литии указывает и содержание ее молитвословий.

Смысл литии таков: стоя «вдали», как мытарь, мы, как мытарь, и молимся: Господи, мы недостойны храма Твоего, недостойны посмотреть на высоту небесную, но Ты прими нас, введи в Эдем Небесный, чертоги неба, которые открыты нам кровью Сына Божия и которые мы снова закрываем для себя жизнью в нечистоте и грехе.

Соответственно общему смыслу литии и молитва «Господи помилуй» — молитва кающихся — здесь повторяется 40, 30 и 50 раз. На литии мы молимся о том, чтобыГосподь спас людей своих, благословил их, как детей своих.

Молимся о стране, о епископе ио всем священном чине; о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной и помощи Божией требующей; об усопших отцах и братиях. Все эти моления возносит Церковь, призывая в предстательство Пресвятую Богородицу и всех святых.

Затем в главопреклонной молитве священник молится, чтобы Господь, по молитвам святых, даровал нам прощение грехов, избавил нас от всякого врага и всех нас помиловал и спас, как благии и человеколюбец.

Совершив литию, иерей входит в храм; пред священником несут лампады, которые, как и во всяком другом входе, изображают божественный свет святых.

За отцом, как бы входящим на небо, следуют и прочие, сопровождая настоятеля,как бы Исуса Христа, указывающего путь всем.

Затем следует обычное продолжение вечерни, начиная с пения стиховных стихер, которые поются двумя ликами, соединившимися вместе посреди храма. Стихеры эти называются стиховными потому, что к ним присоединяются стихи из псалмов.

В воскресный день поются воскресные стихи: «Господь воцарися»; если же бывает другой праздник, то полагаются другие избранные из псалмов стихи; если же празднуется память какого-либо святого, то поются по чину стихи из псалмов, соответствующие воспоминаемому лицу, то есть в честь святителя, мученика или преподобного.

Встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

В будничном богослужении «Ныне отпущаеши» имеет не только смысл исповедания нашей радости о Господе пришедшем: эта молитва, вместе с тем, — напутствие ко сну грядущим, напоминание о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его.

————————
Библиотека Русской веры
Последование Вечерни →

Читать онлайн
————-

Благословение хлебов

По окончании пения стиховных стихер священник подходит к стоящему посреди храма столу, на котором находится блюдо с пятью хлебами и сосудами с пшеницею, вином и маслом.

Во время пения троекратно тропаря совершается каждение вокруг стола, а по окончании пения диакон возглашает: «Господу помолимся», на что певцы отвечают: «Господи помилуй». Затем священник произносит особую молитву, заканчивая ее крестообразным ограждением одним из хлебов над другими хлебами.

В этой молитве священник просит Господа, благословившего пять хлебов и пять тысяч народа  насытившего, благословить предложенные хлебы, пшеницу, вино и масло, умножить их во всем мире и вкушающих от них верных освятить.

Обычай благословения хлебов есть отзвук древних «агап», трапезы верных, после совершения «бдения». Всенощное бдениев первые века, когда Церковь еще скрывалась в темноте катакомб, а отчасти и во времена святителя Иоанна Златоуста, длилось с вечера и до утра, всю ночь (Касс., кн. III, гл. 8 и 9).

Поэтому для подкрепления верующих, намеревающихся остаться на всю ночь в Церкви, после пения вечерни обыкновенно раздроблялись и раздавались хлебы, пшеница, вино и елей.

Священник, в заключение вечерни испросив благословение Господне на присутствующих в храме, с диаконом выходили из алтаря, садились на свое место со всеми присутствовавшими в храме, и все вкушали благословенную пищу с елеем.

Порядок вечерни

Иерей: «Благословен Бог наш».

Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое и по «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз; Слава и ныне; «Приидите поклонимся» (трижды); псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»; ектения великая; кафизма рядовая; малая ектения.

После малой ектении, «Господи воззвах» и стихеры на 6: три из Октая и три из Минеи. Слава и ныне; Богородичен (если среда или пяток — крестобогородичен, из Минеи же наряду). Если в Минее на «Слава» положена стихера святому, тогда на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихеры.

После Богородична читается: «Свете тихий»; прокимен дню; «Сподоби, Господи».

Затем просительная ектения: «Исполним вечерние молитвы». После этой ектении поются стихеры «на стиховне» — из Октая. После стихер чтец читает: «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и «Отче наш». После «Отче наш», тропарь святому из Минеи; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню. Затем сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После ектении бывает отпуст:

Диакон или иерей: «Премудрость»

Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;

Певцы: «Честнейшую херувим»;

Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;

Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды; «Господи благослови»;

Иерей: «Христос истинный Бог наш» и прочее;

Певцы: «Аминь»; «Господи помилуй», трижды.

Порядок великой вечерни

Великая или полиелеосная вечерня отличается от повседневной вечерни следующим:

1) стихеры «на Господи воззвах» и стихеры «на стиховне» поются только из Минеи: Октай не употребляется, а Богородичны после стихер и тропаря поются воскресные;

2) вместо рядовой кафизмы поется: «Блажен муж» (1-й антифон первой кафизмы);

3) после стихер «на Господи воззвах», во время пения Богородична, бывает малый выход с кадилом, а после прокимна читаются три паремии;

4) после паремий такой порядок вечерни: ектения: «Рцем вси»; читается: «Сподоби, Господи»; ектения: «Исполним вечерния молитвы наша»; стихеры «на стиховне»; «Ныне отпущаеши»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь; Слава и ныне; Богородичен. Затем отпуст, как на вседневной вечерне.

Порядок малой вечерни

Малая вечерня от повседневной отличается следующим:

1) не бывает: великой ектении, рядовой кафизмы, малой ектении, а также и просительной;

2) вместо полной сугубой ектении произносится сокращенная из трех прошений: 1) Помилуй нас, Боже; 2) о стране и 3) за всю братию и за вся христианы;

3) стихеры «на Господи воззвах» поются только на 4.

Источник: //ruvera.ru/vechernya

Ответы на вопросы

Вечерния молитва в храмах

Молитва в православном храме

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Как правильно молиться в церкви перед иконой

Церковнославянский язык — значение и роль

Патриархия.ru

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир.

Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб.

Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш…»
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся…»
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный…»
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе…»
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим…» перед «Именем Господним благослови, отче…» (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

  • на возгласе священника «Мир всем…»

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим…»
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся…» (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа – Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы – «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого – «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы.

Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает.

К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Источник: //rublev.com/molitvoslov/otvety-na-voprosy/molitva-v-pravoslavnom-hrame

Вечерня. Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Вечерния молитва в храмах

Традиционное время совершения — около девятого часа дня, считая от восхода солнца, то есть вечером (отсюда русское название). Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят к первым векам христианства.

Ветхозаветные корни

Законом Моисея предписывалось принесение двух общественных жертвоприношений: вечером и утром. Согласно Исх. 29:38-43 в жертву приносились один однолетний агнец без порока, хлеб, елей и вино.

К этим жертвам присоединялось принесение фимиама (Исх. 30:7-8). Вечером ветхозаветные священники зажигали светильник в скинии собрания, огонь в котором должен был поддерживаться до утра (Исх. 27:20-21) .

Такой порядок жертвоприношений сохранялся в Иерусалимском храме до его разрушения в 70 году.

Вместе с тем, пророки указывали, что молитва Богу не менее ценна, чем жертвоприношение и каждение. В частности, в 140 псалме Давид молит: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс. 140:2).

Поскольку первые иерусалимские христиане продолжали соблюдать закон Моисея, их вечерние богослужения могли вдохновляться храмовыми жертвами.

В дальнейшем, иерусалимские христианские традиции распространялись по другим поместным церквам.

В частности, в большинстве богослужебных традиций существовали и/или сохраняются обряд благословения вечернего света (параллель с возжжением светильника в скинии) и пение 140 псалма.

Агапа

Помимо ветхозаветных корней вечерня имеет и новозаветную первооснову — агапу. В первые века христианства евхаристия соединялась с агапой, но, начиная со II века на Западе, а с III века на Востоке происходит отделение Вечери Господней от обычной трапезы. Отделённая от евхаристии агапа постепенно приобретала собственный чин . Впервые особый чин агапы упоминается Тертуллианом:

У нас существует род кассы… собранное… употребляется для пропитания и погребения бедных, для воспитания сирот, для старцев… Что бы ни стоили вечери наши, выгода в том, что мы издерживаемся во имя благочестия на неимущих, ибо мы приносим им пользу угощением… Мы садимся за стол не иначе как помолившись Богу; вкушаем столько, сколько нужно для утоления голода; пьем как приличествует людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость… беседуем, зная, что Бог все слышит. По омовении рук и возжжении светильников, каждый вызывается на середину воспеть хвалебные песни Богу, извлеченные из Священного Писания или кем-нибудь сочиненные. Вечеря оканчивается, как и началась, молитвою.

— Тертуллиан. «Апологетика», гл. 39

Из этого отрывка видно, что на благотворительной трапезе пелись гимны, совершались молитвы, а также зажигались светильники, что уже напрямую роднит агапу с вечерней.

В Александрийской Церкви разрыв евхаристии с агапой произошёл в III веке. Климент Александрийский (умер в 215 году) не различает их, а уже его ученик Ориген упоминает агапы только в качестве поминальных и благотворительных обедов:

Мы совершаем память святых и родителей наших… Когда совершается память их, мы призываем благочестивых вместе со священниками и угощаем верующих, При этом мы питаем бедных и неимущих, вдов и сирот — так, чтобы празднество наше служило в воспоминание и упокоение души, память которой совершается.

— Ориген. «Толкование на книгу Иова»

Окончательно агапа деградировала в результате государственного признания христианства, после чего в Церковь хлынул поток бывших язычников. В этих условиях агапы вырождались в обычные попойки, лишённые всякого благочестия.

Иоанн Златоуст ещё позволял собираться для поминальной трапезы на могиле мученика, а Амвросий Медиоланский запретил агапы в Милане, о чём свидетельствует в «Исповеди» (6:2) блаженный Августин.

В Карфагенской церкви агапы были отменены собором 419 года, а на латинском Западе они продержались ещё несколько веков (их запрещали последовательно Литтихский собор 743 года, Аахенский собор 846 года).

Исчезнув из богослужебной практики, агапа оставила ряд следов в богослужении:

  • благословение хлебов, вина и елея на великой вечерне,
  • благословение артоса на пасхальной утрене и его последующая раздача верным,
  • благословение пасхальной трапезы (куличей, пасх, яиц),
  • соблюдаемый в монастырях чин панагии,

а также неистребимые самочинные поминки, имеющие вполне церковную первооснову (чин над кутиею в память усопших).

Вынесение агапы за пределы богослужения привело к возникновению собственно вечерни.

Возникновение вечерни

Первый чин собственно вечерни находится в «Канонах Ипполита» (середина III века). Структура первоначальной вечерни схематически выглядит так:

  • вход епископа и диакона; диакон вносит в собрание светильник;
  • епископ благословляет верных «Господь с вами» и призывает «Возблагодарим Господа» (схоже с евхаристическим каноном), после ответного народного возгласа «Достойно и праведно» читает особую вечернюю молитву;
  • благословение хлебов, народное пение псалмов и гимнов;
  • благословение народа и отпуст.

«Апостольские предания» (III век) подробно описывают суточный круг христианских богослужений. Большинство из них ещё являлись личными молениями, но вечерняя служба девятого часа «большим молением и большим благословением», что выделяет её над предшествующими часами. «Каноны Ипполита» и «Апостольские предания» дают почти тождественный текст вечерней молитвы епископа:

Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа…

Таким образом, уже в III веке была сформулирована одна из основных идей вечерни: зажжённый посреди ночной тьмы светильник предображает Христа, ставшего для Своих верных Солнцем правды и Светом истинным. В IV веке, когда христианство было окончательно признано в Римской империи, вечерня стремительно превращается в одно из основных общественных богослужений.

Описания или указания на вечерню встречаются у Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Нисского. Подробное описание вечерни в Иерусалимской церкви конца IV века приводится в «Паломничество Эгерии», а в Антиохийской — в «Апостольских постановлениях».

В частности, Эгерия сообщает, что светильник вносился в храм Воскресения из Гроба Господня, что указывает на формирование будущей церемонии Благодатного огня.

В итоге, вечерня, реконструируемая по источникам IV века, выглядела так:

  • светильничный псалом (140, по мере развития чина оттеснён в середину вечерни, а предварительным стал 103);
  • другие псалмы и антифоны;
  • вход епископа и диакона (нынешний вечерний вход на «Свете тихий»);
  • паремии;
  • великая ектения;
  • вечерняя молитва епископа и молитва главопреклонения;
  • благословение и отпуст.

В IV веке уже существовал гимн «Свете тихий», сопровождающий вечерний вход со светильником. Василий Великий (умер в 379 году) упоминает эту песню:

Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно и благодарили… народ возглашает древнюю песнь… А если кому известна и песнь Афиногена… то он знает, какое мнение о Духе имели мученики.

— Василий Великий. «О Святом Духе к Амфилохию», гл. 29

На основании этих слов в греческих Церквах принято приписывать авторство «Свете тихий» священномученику Афиногену Севастийскому, и так она подписана в греческих богослужебных книгах.

Между тем, есть основания полагать, что этот гимн ещё более древнего происхождения и восходит к Григорию Неокесарийскому (середина III века).

В любом случае, «Свете тихий» является самой древним из не-библейских песнопений вечерни.

Дальнейшее развитие

В V веке в результате христологических споров общение с Православной церковью разорвали древневосточные церкви, развитие их литургики шло в дальнейшем независимо от православной традиции византийского обряда. Своим путём пошло также развитие латинских обрядов на Западе. В дальнейшем описывается развитие только вечерни византийского обряда.

Решающее воздействие на формирование вечерни в современном виде оказала традиция Иерусалимской церкви и палестинского монашества.

Иерусалимская вечерня V-VII веков, известная благодаря армянскому и грузинскому переводам Лекционария и Часослова, уже очень похожа на современную: читаются степенны — псалмы 18 кафизмы (119—133, они сохранились на своём месте на литургии преждеосвященных даров), поются или читаются «Сподоби, Господи» и песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое и «Отче наш» (между ними помещалась молитва, из которая родилась современная «Пресвятая Троице»), а также 120 псалом с гимнографическими припевами (из которых родились современные стихиры на стиховне).

Самая ранняя из греческих рукописей палестинского Часослова (IX век) уже содержит все современные чтения и песнопения вечерни: предначинательный псалом (103), степенны, «Господи, воззвах» (140, 141, 129 и 116 псалмы, но ещё без стихир), «Свете тихий», «Сподоби, Господи», песнь Симеона Богоприимца, Трисвятое, «Отче наш».

Палестинское чинопоследование вечерни было заимствовано студийскими монахами и к концу XII века вытеснило константинопольскую соборную практику, от последней в современной вечерне остались ектении и тайные священнические молитвы. В период IX—XII века в Студийском монастыре окончательно сформировалась современная вечерня, дополненная обширной гимнографией.

Именно студийцами в вечерню введены три изменяемых цикла песнопений:

  • стихиры на «Господи, воззвах»,
  • стихиры на стиховне,
  • тропари после «Отче наш».

Великая и вседневная вечерня

Последовательность в приведённой таблице не содержит последования литии.

Источник: //bolshoevoznesenie.ru/2980-vechernya/

Вечерние молитвы

Вечерния молитва в храмах

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва предначинательная

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Молитва 1-я, святого Макария Великого

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа.

И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых.

Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я

Господи Боже наш, в Негоже веровахом, и Егоже имя паче всякаго имене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь нам целомудренне пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Молитва святого Иоанна Златоуста

(24 молитвы, по числу часов дня и ночи)

1Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. 2Господи, избави мя вечных мук. 3Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. 4Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. 5Господи, избави мя от всякаго искушения.

6Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. 7Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. 8Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

9Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий. 10Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. 11Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.

12Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

1Господи, в покаянии приими мя. 2Господи, не остави мене. 3Господи, не введи мене в напасть. 4Господи, даждь ми мысль благу. 5Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление. 6Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. 7Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. 8Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.

9Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. 10Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою. 11Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.

12Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти; радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва ко святому Ангелу хранителю

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Молитва

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй.

Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния.

Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную.

Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Когда отходишь ко сну,знаменуй себя крестом и говори:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.

Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Загрузить Вечернее Правило (.PDF)

Источник: //russianorthodoxchurch.ca/RU/evening-prayer/515

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.