Стих в жанре молитва

Молитвы русских поэтов ХХ –ХХІ

Стих в жанре молитва

 Молитвы Русских поэтов. Именно так называется только что выпущенная  московским издательством «Вече»  к тысячелетию русской поэзии  более чем тысячестраничная Антология, издание которой осуществлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Свыше четырехсот пятидесяти авторов включил в Антологию ее составитель В.И.Калугин.

«Стихи — это молитвы» — в этой дневниковой записи Александра Блока, датированной 1902 годом, выражена одна из основных черт русской поэзии, начиная с первых молитвословий митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского –трех поэтов-иноков, причисленных к лику святых. Молитвы как поэтический жанр существуют в русской поэзии уже десять столетий. Молитвенные шедевры Ломоносова и Державина, Пушкина и Лермонтова, Алексея Толстого и К.Р. (Константина Романова) –высшее воплощение вековых традиций.

В Антологии впервые представлена новохристианская поэзия ХХ века. Через круги гулаговского ада прошли новохристианские поэты Даниил Андреев, Лев Карсавин, Александр Солодовников, Наталья Ануфриева…

Широко представлены в книге молитвы выдающихся поэтов Серебряного века и Русского зарубежья –Блока, Брюсова, Есенина, Мережковского, Гиппиус, Сологуба, Пастернака, Елагина, Терапиано — это именно новохристианская поэзия, которой суждено было возродиться в конце ХХ века и стать одним из самых ярких поэтических явлений начала нового тысячелетия.

Из авторов, живущих в Белоруссии, чести быть включенными в столь престижное издание удостоились всего двое Анатолий Аврутин и Татьяна Дашкевич. С чем мы их от всего сердца и поздравляем. Несколько лет назад ушел из жизни еще один русский поэт, немало лет проживший на белорусской земле — Николай Шипилов, супруг Татьяны Дашкевич. Его стихи также представлены в книге.

Заметим, что настоящее издание Антологиии является уже вторым, расширенным и дополненным. В первым же, увидевшем свет несколько лет назад, были представлены Вениамин Блаженный (Блаженных) и Михаил Шелехов, имена которых на сей раз почему-то выпали из числа авторов…

Обращает на себя внимание тот факт, что все упомянутые авторы из Белоруссии входят в число поэтов, включенных и в вывешенную на сайте «Западная Русь» Антологию западнорусской поэзии, что еще раз подтверждает правильность нашего выбора.

Напоминаем, что 22 апреля в 18.30. (Дворце искусств; ул. Козлова, 3) состоится концерт духовной поэзии и авторской песни «В ожидании Светлого дня» в котором примут участие и поэты, чьи произведения вошли в сборник «Молитвы русских поэтов ХХ –ХХІ».

От всей души поздравляя Анатолия Аврутина и Татьяну Дашкевич, представляем Вашему вниманию их стихотворения из Антологии «Молитвы русских поэтов».


МОЛИТВА

Охрани меня, Боже, когда от Тебя вдалеке,

Не могу перейти я холодную, быструю реку,

И вселенская скорбь все стекает по впалой щеке,

Вымывая из душ то, что Богом дано человеку.

Охрани меня, Боже, от жизни по чьим-то часам,

От фальшивых молитв охрани меня, праведный Боже.

Я часы и молитвы доверчивым людям отдам

За гуденье травы и нескорое смертное ложе.

Охрани меня, Боже!.. Потом я тебя охраню

От носящих змею вместо сердца под черной сутаной,

Твоим именем, Боже, безвинных предавших огню

И поровших старух под галденье толпы полупьяной.

Охрани меня, Боже, от искуса и нищеты,

Ты меня создавал как подобье свое… По дорогам

Поброди Человеком, в песке оставляя следы,

И позволь мне себя хоть мгновенье почувствовать Богом.

***

Бледное солнце– наследие августа,

Женщины в серых платках без прикрас.

Я же молю: «Упаси их, пожалуйста,

Благослови же их, Яблочный Спас!»

Пусть, как их бабушки, бродят с авоськами,

Пусть пунцовеют, коль им — о любви,

Пусть величаются Маньками, Фроськами…

Спасе!.. Пожалуйста, благослови!

Яблоки сложат в кошелочки белые,

Смотришь — кошелки уже и полны.

Спелые груди, как яблоки спелые,

Только во взглядах — вина без вины.

И выступают походкою кроткою

К Храму, на час отойдя от печи.

Ходят такою же кроткой походкою

Белые ангелы в черной ночи.

Только у ангелов жизнь — не мучение,

Им ли, средь ужаса и суеты,

Стирку заканчивать по возвращении

И все стоять и стоять у плиты?

После — в осколок зеркальный украдкою

Глянуть, поняв, что бег времени — лют.

Сладкие яблоки… Время несладкое…

Русские женщины к Храму идут.

 В неделю жен-мироносиц

Жизнь мне усладил, Христе,

Не забуду утро это.

Пусто в Храме. На кресте

Альфа и Омега света.

Пели мы вчера: «Воскрес!»,

В животе внимал малютка,

А сегодня — снова крест,

Мне и радостно, и жутко.

Скоро женщины пришли,

Все с цветочными дарами.

На коленях, как могли,

Убирали пол во Храме.

Коврики да рушники…

Человек здесь тихий, бедный.

Потихоньку бедняки

Собираются к обедне.

Потихоньку рассвело.

Говорят:

–Христос воскресе!

И не верится,что зло

Есть на свете, Тихий Свете.

Сердце радостью свело,

Что легло к нему, не знаю.

Может, ангела крыло,

Или пяточка родная.

Покров

Я устала… Может, я пропала.

Только Бог меня и уберег.

Но, скажите, разве это мало,

Если рядом — вездесущий Бог?

Если рядом с грешницей такою

Кто-то ясно вымолвит без слов:

–Дай, дитя, тебя платком покрою…

И тихонько развернет Покров

Уважаемые посетители! На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.

Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Источник: https://zapadrus.su/ruslit/uslitnew/743-molitvy-russkikh-poetov-khkh-khkhi.html

Описание стихотворение молитва

Стих в жанре молитва

Религиозное чтение: описание стихотворение молитва в помощь нашим читателям.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе.

Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога. Красавица княгиня посоветовала своему поклоннику молиться, чтобы избавиться от тоскливого настроения.

Стихотворение стало поэтическим ответом-откликом на простые, но мудрые рекомендации близких людей.

В центре авторского внимания — движения души лирического героя: от печали и сомнений к просветлению и умиротворению. Позитивная метаморфоза возможна, если заручиться помощью «живых слов» «молитвы чудной».

Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».

В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть».

Искренность является главным качеством исцеляющего слова.

Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума — это подчеркивает определение «непонятная» — однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.

В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.

Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям — приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.

Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» — легкому, свободному, просветленному.

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.

По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.

Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную

Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,

Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве.

Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества.

Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.

Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.

В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».

Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

  • Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
  • В чем Мцыри видит счастье
  • Краткое содержание «Шинель»
  • Характеристика Хлестакова из «Ревизора»
  • Три дня на воле Мцыри
  • Характеристика Гринёва
  • Сочинение по картине «Первый снег» Попова И.
  • Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
  • О чем мечтают герои комедии «Ревизор»
  • Цель побега Мцыри

Понравилось сочинение? Помоги проекту – жми на кнопку, расскажи друзьям:

Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/opisanie-stihotvorenie-molitva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.