Старообрядческая молитва утренняя

В чем отличие молитвы старообрядцев от молитв православных

Старообрядческая молитва утренняя

Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое. А между тем, именно таким было русское православие до середины XVII века.

Сейчас термином «старообрядчество» («древлеправославие») называют общность различных течений и «согласий», отрицающих реформу патриарха Никона, предпринятую им в правление Алексея Михайловича и с его одобрения.

Суть этой реформы заключалась в основном в унификации богослужебного устава русской церкви с греческой.

Одной из причин необходимости такой унификации считают, в том числе, накопившиеся за столетия ошибки переписчиков, однако никаких догматических и богословских нововведений реформа не предполагала – касалась она не вопросов веры, а лишь формальной стороны богослужения. Однако именно эта формальная сторона, в частности – изменения в текстах некоторых молитв (так называемая «книжная справа») для многих и стала камнем преткновения.

Символ веры

Один из важнейших для христиан текстов – Символ веры, принятый в IV веке на Первом Вселенском Соборе. В нём кратко изложены основные догматические утверждения христианского учения.

Однако, как и любой перевод, тем более – рукописный, в русском варианте он содержал в себе разночтения.

Так, например, восьмой член Символа в богослужебных сборниках был переведён по-разному: «и в Духа Святаго, Истиннаго Животворящаго», «и в Духа Святаго, Господа, Истиннаго и Животворящаго».

Ещё в середине XVI Стоглавый собор постановил, что употребление слов «Господь» и «истинный» в этом тексте избыточно, однако не определил, какое именно нужно употреблять. Согласно реформе Никона, решено было оставить слово «Господь»: «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго».

Старообрядцы же не приняли этого исправления, обвиняя никониан, что те не признают Святого Духа истинным Господом.

В текст Символа веры были внесены и другие незначительные исправления чисто грамматического характера, которые, однако вызвали ожесточённое неприятие приверженцев старого обряда.

Молитвы и возглашения

Подобного рода изменения были внесены во многие тексты богослужений, например, в «Херувимскую песнь». Сейчас этот текст по-церковнославянски выглядит так: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.

Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». В старой редакции было: «Трисвятую песнь приносяще, всякую ныне житейскую отвержим печаль», «Яко Царя всех подымлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми».

То есть, как видно, незначительные изменения коснулись пяти слов.

Согласно реформе, принятое прежде двойное возглашение «аллилуии» (в переводе – «хвалите Бога»), заменялось на тройное, как символ догмата о Троице («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже»). Старообрядцы же полагают, что двойное возглашение и «слава Тебе, Боже» уже является символом догмата, потому как «слава Тебе, Боже» и «Аллилуиа» – синонимы.

Незначительные изменения внесла реформа и в главную великопостную молитву – Ефрема Сирина.

Нынешний текст её таков: «Господи и Владыко живота (жизни) моего, дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков.»

Дореформенный текст выглядел иначе – в первой строке вместо греха властолюбия стоял грех сребролюбия. Вероятно, это не случайно – именно из среды старообрядцев вышло знаменитое сословие русского купечества.

Старообрядцы были вынуждены искать финансовой независимости, заниматься предпринимательством, ибо это давало им определённую автономность от преследующего их государства. Именно сочетание фанатичной набожности и предприимчивой деловитости было характерной чертой русского купца.

Видимо, поэтому для них гораздо более очевидной была опасность впасть в грех сребролюбия, чем властолюбия.

Знаменательными для старообрядческой молитвы вещественными деталями являются лестовка и подручники. Лестовка (от слова «лествица», что значит – «лестница») – аналог чёток, также употребляющийся для совершения Иисусовой молитвы.

Лестовка была распространена повсеместно в древней Руси, но в наше время сохранилась в основном в старообрядческой среде. Сделана она не в виде бусин, как привычные нам чётки, а в виде своеобразной мягкой лесенки, символизирующей духовное восхождение.

Подручники же – небольшие тонкие квадратные подушечки или стёганые подстилки для головы и рук, которые используются при «метаниях» – земных поклонах, которых в старообрядческом богослужении весьма много.

На лицевой стороне подручника обычно нашит орнамент в виде квадратов и кругов, число и расположение которых символично.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/76088-v-chem-otlichie-molitvy-staroobryadcev-o.html

Предлагаем Вашему вниманию избранные работы участников конкурса «Вера и религия в современной России», не вошедшие в итоговый сборник, но отмеченные модераторами и кураторами проекта.

Автор работы — Павел Александрович Кузьминых, студент IV курса богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Работа была написана в 2013 году, по результатам участия в экспедиции летом 2012 года (совместно с Н.

В. Литвиной, с.н.с. Архива РАН, и О.Б. Христофоровой, кандидатом культурологии, докторантом ИВГИ РГГУ). Специфика исследования состоит в том, что оно находится на стыке трёх научных дисциплин – религиоведения, литургического богословия и этнографии.

Верхокамье как историко-культурный регион

Исследуемый регион географически расположен в Западном Предуралье, на Верхнекамской возвышенности. Топоним Верхокамье «приобрел широкую известность в исторических и художественных памятниках уже во второй четверти XVIII века» .

В сответствии с современным административно-территориальным делением к Верхокамью можно отнести населенные пункты следующих районов – Верещагинского и Сивинского (Пермский край) и Кезского (Удмуртия).

Расположение этих земель охватывает территорию примерно 60х60 км.

Верхокамье было открыто для научного сообщества летом 1973 года. Изучение с самого начала велось специалистами разных направлений – историками, археографами, музыковедами, фольклористами, лингвистами, этнографами. За десятки лет работы было выявлено свыше 2000 памятников кириллической письменности.

Отряд экспедиции, в которой довелось участвовать, состоял из трех человек. В состав входили также Н.В. Литвина (с.н.с. Архива РАН) и О.Б. Христофорова (кандидат культурологии, докторант ИВГИ РГГУ). «В поле» участники экспедиции находились с 30 июня по 13 июля 2012 года. Было опрошено около 40 человек, в основном «соборных» (активных носителей традиции).

Также участники экспедиции находились в качестве наблюдателей дважды на крещении староверов-беспоповцев, на службе старообрядцев белокриницкого согласия (на Иванов день), на соборном молении на память апостолов Петра и Павла (у беспоповцев).

Материалы экспедиции зафиксированы на аудионосители (службы, интервью), фотоаппарат (почти 700 снимков), ежедневно велись записи полевого дневника.

Краткая история староверия в Верхокамье

Первые поселения в этой местности появились в конце XVII в., фактически спустя небольшое время после трагичных событий раскола в Русской Церкви. Как сообщают источники, первыми жителями Верхокамья были московские стрельцы, бежавшие сюда более чем за тысячу верст из Первопрестольной .

Уже в то время здесь «проживало около четырех тысяч русских крестьян-старообрядцев, которые держались изолированно и не вступали ни в какие контакты не только с соседним православным русским населением, но и с коми-пермяками и удмуртами» . Через Верхокамье проходил путь из Выга – крупнейшего центра староверия того времени – в Западную Сибирь.

Таким образом, устанавливались тесные связи с традициями поморского староверия. В 1735 году Семён Денисов, глава Выговского общежительства, пишет к верхокамским братьям-староверам: «Дойде к нам в Поморские скиты слышание о вашем боголюбии… в толикое опасное время… в толь удаленной стране» .

В 1866 году случился раздор между двумя наставниками, который к 1888 году привел к окончательному разделению верхокамских поморцев на два согласия – «максимовцев» и «дёминцев».

В настоящее время этот местный раскол можно считать условно уврачеванным благодаря деятельности Московской поморской общины, наставники которой благословили местных духовников на «универсальное» служение . Но не все приняли подобное объединение. Некоторые общины сохраняют верность именно своему согласию и не желают растворяться в чужой идентичности.

В большинстве случаев, даже при утрате религиозной активности, потомки староверов сохраняют как самоидентификацию принадлежность к одному из толков. При переходе в другое согласие приверженность к отеческой вере также часто отожествляется. В с. Сепыч – основном пункте дислокации экспедиции – такая картина видна налицо. Сабурова Матрёна Фёдоровна (1934 г.р.

), перешедшая из беспоповства в белокриницкое согласие, так оценивает свой выбор: «У нас как, дёминская вера. А потом храм-то построили, дак я пошла в храм» . Юридически все “максимовские” и “дёминские” общины входят в РС ДПЦ (Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви). Исследователь Верхокамья, выходец из этих мест, А.

Безгодов современное староверие исчисляет таким образом: «В настоящее время в Верхокамье известно 12 действующих поморских (дёминских и максимовских) соборов… соборных остается немного, а молодежь приобщаться не спешит. Тем не менее, доля кержаков-поморцев в некоторых с/с доходит до 70 — 80 %. Всего в Верхокамье «поморцев по крещению» более 10 тыс. чел.»

Келейная молитва старовера-беспоповца

Общину староверов-беспоповцев (не только в Верхокамье, но и в целом во всем беспоповстве) можно представить в виде двух вписанных друг в друга кругов. Тот, который внутри, будет обозначать ядро общины – так называемый «собор», члены которого именуются «соборными».

А внешний круг будет иметь размытые границы, что означает условную, неопределенную фиксацию носителей традиции и принадлежность к ней. Те, кто во внешнем круге, – это мирские (реже употребляется миряне). Соборные являются костяком общины, они полноценно участвуют в соборном молении.

Стать соборным возможно или до брака или прекратив брачные отношения . Это свидетельствует о сохранившейся у верхокамских беспоповцев старопоморской традиции негативного отношения к браку , считавшемся уже невозможным (и, как следствие, незаконным) в мире «духовного антихриста».

Брачный чин, существующий у поморцев Верхокамья, понимается не как таинство, а всего лишь как форма благословения. Становление члена общины как «соборного» называется по-разному: «приобщиться», «положить начал», «пойти в собор».

Соборные по укладу жизни подобны инокам, что проявляется в фактически монашеской молитвенной практике, в постовой регламентации, отказе от употребления мясной пищи, отказе от светских развлечений. К этому нужно добавить существующую у соборных сложную систему различных запретов, не позволяющих им «мирщиться», т.е. общаться с «миром».

«Замирщение» происходит через молитву или общую трапезу с не-соборными, вкушение запрещенных продуктов, пользование общей посудой с «иноверными», пользование общественным транспортом и т.д. – в общем, путем любых контактов с греховным, падшим миром. «Мирскими» называются члены семей соборных, жители староверческого селения и иногда все, кто не входит в собор.

В области нашего исследования лежит практика именно соборных старообрядцев. Численность соборных как ядра общины весьма невелика – 5-10 человек. Иногда в одной деревне могут распологаться одновременно два собора – максимовский и дёминский (п. Северный Коммунар, с. Сепыч).

В других местах – произошло либо слияние, либо там компактно проживают представители лишь одного согласия. Мирские осознают причастность к своей общине, но жить «по-соборному» стремятся немногие.

Чаще всего «в собор» приходят после пенсионного возраста, «положить начал» – значит, полностью принять образ жизни, наполненный множеством регламентаций и запретов.

Путем интервьюирования информантов (староверов-соборных) были получены материалы, которые можно использовать в качестве источников по литургическому праксису верхокамских поморцев. Общая картина в схематичном виде представлена в таблице.

Ф.И.О., год рождения, место проживания, согласиеТип келейной молитвы
Габов Лев (Леонтий) Давыдович, 1939 г. р., с. Сепыч, максимовский наставникВечером за павечерницу – 2 лестовки (106 поклонов земных, 106 поясных). Также – утром за полунощницу. Зимой и весной – правило по часослову. Епитимья – 17 поклонов в пояс после каждого моления (по лестовке). Перед едой – 12 поклонов с Исусовой молитвой, после – 17.
Патраков Андрей Федотович, д. Соколово, „универсальный“ наставникУтром и вечером – начало , прощение , благословение , обычное начало . По 17 поклонов (святым дню). Епитимья – 17 поклонов. Молитва за живых (за исправленных – 15 поклонов, за неисправленных – 17), за усопших – 15. Зимой – чтение часов.
Климова Дарья Матвеевна, д. СоколовоЗимой – полунощница/павечерница. Летом – утренние и вечерние поклоны (исходные и приходные). Епитимья – 17 поклонов с Исусовой молитвой.
Красносельских Евдокия (Федосья) Кирилловна, 1939 г. р., д. СоколовоУтром — полунощная кафизма. Вечером – молебен (Христу, Богородице, Николе, Всем святым).
Сабурова Матрёна Фёдоровна, 1934 г. р., с. Сепыч, бывшая дёминская, теперь белокриницкаяУтром – полунощница. Вечером – павечерница.
Лядова Акулина Афанасьевна, 1942 г. р., с. СепычЗа полунощницу – 2 лестовки (земная, поясная). За вечерню – 1 лестовка. За павечерницу – 2 (земная, поясная).
Никулина Васса Фадеевна, 1922 г. р., с. Сепыч, максимовскаяПолунощница, утреня, павечерница – по часослову. Моление по лестовке за неисправленные души (по 3 поклона за каждого человека). .

Как видно из вышеприведенной таблицы, практика совершения келейной молитвы у верхокамцев отличается разнообразием и инвариантностью (в зависимости от времени года, которое напрямую влияет на повседневный хозяйственный и бытовой уклад крестьянина-земледельца; по моделям совершения молитвенного культа и пр.).

Однако можно сразу выделить, что первенствующее положение занимает традиция отправления службы по лестовке. Подобное «лествичное моление» встречается в древнерусских памятниках, предназначалось оно для келиотского типа богослужения для одного или нескольких монахов.

История такого келейного правила (Исусова молитва по лестовке) «имеет свои корни в традициях древних отшельников, обитателей пустынь» .

Соборное моление верхокамских поморцев

В ходе экспедиции присутствовать на соборном богослужении у беспоповцев нам довелось один раз – в поселке Фабрика «Северный Коммунар» (Сивинский район Пермского края) на день памяти апостолов Петра и Павла, у дёминских старобрядцев. Можно вывести некоторые заключения, проиллюстрировав их отличительными особенностями верхокамского соборного типа совершения служб.

Во-первых, яркой особенностью соборных молений беспоповцев является отсутствие постоянного места для молитвы (часовни или молебного дома).

Службы, совершаемые соборными в великие праздники или по случаю (поминки, новоселье и пр.), проходят в домах тех староверов (как соборных, так и мирских), которые пригласят к себе на молитву.

Чаще мотивацией к приглашению служит вариант № 2, т.е. по какому-либо случаю.

Во-вторых, в контексте учения в среде беспоповцев о замирщении выделяется в богослужебном праксисе четкая дифференциация «соборные – мирские».

Мирские на молении так же, как и соборные, могут активно участвовать в службе, а именно – петь, читать, творить поклоны, всё, кроме совершения крестного знамения, даже двуперстного(!).

Правом креститься обладают только соборные, т.е. те, кто «под началом».

В-третьих, выявляя атрибутивные характеристики соборного (и келейного тоже) богослужения, можно прийти к заключению о предельной аскетичности традиционного верхокамского праксиса. Проявляется это в образе совершения молитвы (по лестовке), акционарных действиях (земные поклоны, стояние во время многочасовых богослужений), одежде участников богослужения и остальном.

Источник: http://sreda.org/2013/praktika-keleynoy-i-sobornoy-molitvyi-staroverov-verhokamya-kuzminyih-p-a/34014

Молитвы утренние

Старообрядческая молитва утренняя

TR | UK | KK | BE | EN |
молитвы утренние, молитвы утренние слушать оптина
Моли́твы у́тренние — первая часть обязательного ежедневного регулярного молитвенного правила православного христианина. Молитвы, читаемые каждым утром. Тексты утренних и вечерних молитв можно найти в православном молитвослове.

В состав молитв утренних входят:

  1. Начальные молитвы
  2. Тропари Трóичные: «Воста́вше от сна, припа́даем Ти, Бла́же,..»
  3. «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.»
  4. «От одра́ и сна воздви́гл мя еси́, Го́споди,..»
  5. «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
  6. «Внеза́пно Судия́ прии́дет, и коего́ждо дея́ния обнажа́тся,..»
  7. «Господи, помилуй.» (12 раз)
  8. Молитва ко Пресвятой Троице: «От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице,..»
  9. «Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. » (Поклон)
  10. «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.» (Поклон)
  11. «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.» (Поклон)
  12. Псалом 50, покаянный: «Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й,..»
  13. Никео-Цареградский Символ веры: «Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля,..»
  14. Молитва 1-я, святого Макария Великого: «Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю;..»
  15. Молитва 2-я, того же святого: «От сна воста́в, полу́нощную песнь приношу́ Ти, Спа́се,..»
  16. Молитва 3-я, того же святого: «К Тебе́, Влады́ко Человеколю́бче, от сна воста́в прибега́ю,..»
  17. Молитва 4-я, того же святого: «Го́споди, И́же мно́гою Твое́ю бла́гостию…»
  18. Молитва 5-я, святителя Василия Великого: «Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти,..»
  19. Молитва 6-я, того же святого: «Тя благослови́м, вы́шний Бо́же и Го́споди ми́лости,..»
  20. Молитва 7-я, ко Пресвятой Богородице: «Воспева́ю благода́ть Твою́, Влады́чице,..»
  21. Молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу: «Многоми́лостиве и Всеми́лостиве Бо́же мой,..»
  22. Молитва 9-я, к Ангелу хранителю: «Святы́й А́нгеле, предстоя́й окая́нной мое́й души́ и стра́стной мое́й жи́зни,..»
  23. Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице: «Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице,..»
  24. Молитвенное призывание святого, имя которого носишь: «Моли́ Бо́га о мне, святы́й уго́дниче Бо́жий (имя),..»
  25. Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево,..»
  26. Тропарь Кресту и молитва за отечество: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́,..»
  27. Молитва о живых: «Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя),..»
  28. Молитва о усопших: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х,..»
  29. «Достойно есть,..»
  30. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
  31. «Господи, помилуй.» (Трижды)
  32. «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй нас. Ами́нь.»

Кто может, читает вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник:

  1. «Помяни́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, ми́лости и щедро́ты Твоя́…» (Поклон)
  2. «Спаси́, Го́споди, и поми́луй богохрани́мую страну́ на́шу, вла́сти и во́инство ея́,..» (Поклон)
  3. «Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ нашего Святе́йшаго Патриа́рха Кири́лла,..» (Поклон)
  4. «Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя его), и святы́ми его́ моли́твами прости́ моя́ согреше́ния.» (Поклон)
  5. «Спаси́, Го́споди, и поми́луй роди́тели моя́ (имена их), бра́тию…» (Поклон)
  6. «Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки…» (Поклон)
  7. «Спаси́, Го́споди, и поми́луй ста́рцы и ю́ныя, ни́щия и сироты́ и вдови́цы, и су́щия в боле́зни…» (Поклон)
  8. «Спаси, Господи, и помилуй благотворящия нам, милующия и питающия нас,..» (Поклон)
  9. «Спаси́, Го́споди, и поми́луй по́сланныя в слу́жбу, путеше́ствующия, отцы́ и бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны.» (Поклон)
  10. «Спаси́, Го́споди, и поми́луй и́хже аз безу́мием мои́м соблазни́х,..» (Поклон)
  11. «Спаси́, Го́споди, и поми́луй ненави́дящия и оби́дящия мя,..» (Поклон)
  12. «Отступи́вшия от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя, све́том Твоего́ позна́ния просвети́…» (Поклон)
  13. «Помяни́, Го́споди, от жития́ сего́ отше́дшия правове́рныя цари́ и цари́цы,..» (Поклон)
  14. «Помяни́, Го́споди, ду́ши усо́пших рабо́в Твои́х, роди́телей мои́х (имена их), и всех сро́дников по пло́ти;..» (Поклон)
  15. «Помяни́, Го́споди, и вся в наде́жди воскресе́ния и жи́зни ве́чныя усо́пшия, отцы́ и бра́тию нашу,..» (Поклон)
  16. «Пода́ждь, Го́споди, оставле́ние грехо́в всем пре́жде отше́дшим в ве́ре и наде́жди воскресе́ния,..» (Трижды)

Многие православные по благословению духовника, или по собственному почину, к выше перечисленным молитвам присовокупляют чтение кафизмы из Псалтири, апостольское и евагельское дневные и праздничные зачала, житие прилучившегося святого и душеполезные поучения.

В дни двунадесятых праздников и их попраздненств существует обычай добавлять к Молитвам утренним тропарь, кондак, задостойник со стихом и величание праздника, а дни Великого поста — молитву Ефрема Сирина. В Пасху и всю последующую седмицу вместо Молитв утренних поётся Пасхальный час.

Современный состав Молитв утренних (равно, как и «Молитв на сон грядущим») сформировался около двух столетий назад, а сами молитвы, подписанные именами святых, появляются впервые в славянских рукописях только в XVI — XVII веке. У старообрядцев как и в Греции до сих пор вместо утренних молитв вычитывается Полунощница; а вместо молитв “На сон грядущим” читается Повечерие.

Молитвы утренние из ежедневного правила православного христианина не следует путать с особыми двенадцатью тайносовершительными Утренними молитвами, читаемыми только архиереями и священниками в алтаре и на амвоне во время чтения Шестопсалмия на Утрени.

Ссылки

В Викитеке есть полный текст Молитв утренних

молитвы утренние, молитвы утренние видео, молитвы утренние для начинающих, молитвы утренние и вечерние, молитвы утренние молитвослов, молитвы утренние на русском, молитвы утренние оптина, молитвы утренние православные, молитвы утренние слушать оптина, молитвы утренние читать

Молитвы утренние Информацию О

Молитвы утренние

Молитвы утренние
Молитвы утренние Вы просматриваете субъект
Молитвы утренние что, Молитвы утренние кто, Молитвы утренние описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: “что вы искали?”вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.

Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B-%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5-46985.html

Семипоклонный начал как средство приступить к молитве

Старообрядческая молитва утренняя

Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы. Предлагаем вам описание этих молитв, написанное до революции. 

«Молитва — это дыхание души нашей», — говорит святой Макарий.
Долго ли можно пробыть живым без дыхания? Весьма недолго. Так и духовная жизнь наша, не освежаемая и не подкрепляемая молитвой, скоро ослабевает, увядает и замирает.

Посему-то святой апостол желает, чтобы мы не только чаще, сколько возможно, но и непрестанно молились: «непрестанно молитеся, всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом».

Посему-то и святая Церковь учредила на каждый день седмеричное число молитвословий, чтобы поддержать, по возможности, дух своих чад в непрестанном молитвенном расположении.

Судя по сему, казалось бы, что для христианина нет ничего легче и удобнее, сладостнее и приятнее молитвы, подобно как для дитяти нет ничего приятнее беседы с отцом и матерью. И однако же на деле чувствуем другое. Тяжесть плоти бременит душу и влечет ее долу, когда хотела бы она вознестись горé. Заботы житейские приковывают сердце к земле, когда оно и хотело бы побывать на небе в своем родном жилище.

“В молитве” Горюшкин-Срокопудов 1900 г.

Обычные отношения и беседы, ежедневные занятия и встречи развлекают ум наш по тысячам предметов, не дают ему сосредоточиться в самом себе, вознестись, хотя на малое время, к Отцу светов, дохнуть, так сказать, свежим воздухом небесным.

Кажется, все устройство жизни нашей таково, что мы кружимся непрестанно, как в водовороте или вихре, до изнеможения тела и духа, до помрачения разума и чувства.

Оттого самое первое дело нередко становится последним, легкое — трудным, приятное — отяготительным, так что и украдши иногда час, который можно посвятить молитве, мы не знаем как приступить к ней, с чего начать и о чем продолжать.

Божьи люди. Художник Кузнецов Владимир Александрович

Чтобы помочь нам в этом крайне важном и необходимом для нас деле, попечительная Матерь наша святая Церковь установила начальные молитвы.

Чтобы мы поистине драгоценное для нас и по необходимости краткое время могли употребить со всею пользою для души, чтобы, исторгшись из вихря суеты, мы успели сосредоточить мысли наши и направить их на существенные предметы молитвы, — святая Церковь, руководимая Духом Божиим, излагает содержание святых молитв сначала в таких кратких стихах, кои содержат, однако, все роды молитв: прошение и благодарение и славословие. По уставу Церкви, прежде, чем совершать домашнее молитвенное правило и участвовать в общественном Богослужении, мы обязаны положить семипоклонный начал. Читается он так: с первым обычным поклоном произносится: «Боже, милостив буди мне грешному», со вторым обычным поклоном: «Создавыи мя, Господи, помилуй мя», с третьим: «Без числа согреших, Господи, прости мя».
За этими тремя краткими прошениями, сопровождаемыми в посты земными поклонами, читается благодарственная песнь в честь Божией Матери, послужившей делу искупления рода человеческого — «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова Рождьшую, Сущую Богородицу Тя величаем».
Этот священный гимн всегда сопровождается земным поклоном, даже в праздник. Благодарный человек, которого Христос поставил прочим в пример, всегда падает ниц, чтобы возблагодарить Бога.

«Един же от них, — сказано в Евангелии, — видев, яко исцеле, возвратися со гласом велиим, славя Бога: и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая». (Зачало 85-е от Луки).

За молитвой «Достойно есть», далее читается славословие в честь Святой Троицы, именно: с пятым поклоном, произносятся слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; со следующим поклоном: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь», с последним седьмым: «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови». Эти три последние поклона в обычное время сопровождаются поясными поклонами, а в посты — земными.Чтобы собрать во едино все, что было сказано и произнесено до сих пор, в предотвращение нашей рассеянности, святая Церковь объединяет, наконец, моления семипоклонного начала в одну краткую молитву.

Все они преломляются в ней, как лучи солнца, проходят через внимание человека и еще раз освещают сознание его своим светом, озаряя все дело искупления рода человеческого, вспоминают при этом Крест — орудие спасения, ангелов, святых, как части той Церкви, за которую Христос страдал на Кресте. Читается эта заключительная молитва, называемая отпуст, так: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых ангел хранителей наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец». Поклон земной, без крестного знамения.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) В храме

Составляя предварительную часть церковного Богослужения, семипоклонный начал тем особенно важен, что под его воздействием мы можем согласовать свои мысли и свои чувства с мыслями и чувствами самой Церкви.

Благодаря началу, мы удобнее сможем соединить наше сердце с сердцами всех братий наших во единое благовонное и благоприятное кадило для вознесения в Пренебесный Жертвенник, войдя через эти краткие молитвы прошения, благодарения и славословия в духовную атмосферу всеобщей молитвы Церкви Вселенской, которой всегда благоприятно внемлет Отец Небесный.

Из журнала «Правда православия». Спб., 1907 №3

Источник: сайт “Родная Старина”

Как читать Правильные каноны и готовиться к Причастию?

Практическая рекомендация по подготовке к исповеди и Причастию согласно традиционной Православной традиции.

Утренние и вечерние молитвы на церковно-славянском языке

Традиционная последосательность домашнего молитвенного правила в формате PDF.

Молитвы за обед и за ужин

Два плаката, изготовленные редакцией сайта STAROVE.RU. Предлагаем распечатать их и разместить на кухне или в трапезной.

Следует ли говорить “Спасибо”?

Короткая заметка столетней данности с описанием того, как и почему следует выражать слава благодарности, и почему привычный вариант не столь желателен.

Материал подготовлен для сайта STAROVE.RU

Раздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

Какое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Что почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

В контакте: http://.com/staroveru и http://.com/StarPraz

: https://www..com/groups/staroveru

: https://.com/staroveru

Источник: https://starove.ru/anons/semipoklonnyj-nachal-kak-sredstvo-pristupit-k-molitve/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.