Пятничный молитва по сунне

Содержание

правила совершения пятничной молитвы (Джума намаз)-фикх

Пятничный молитва по сунне

Пятничная молитва является персональной обязанностью каждого взрослого свободного мусульманина мужского пола, находящегося в разуме.

И нет никакого оправдания тому, кто оставляет ее. Доказательством этому является следующее:

1. Слова Всевышнего: “О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали”(Собрание, 9).

2. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Или люди перестанут оставлять пятничные молитвы, или Аллах непременно запечатает им их сердца, и тогда они непременно окажутся в числе пренебрегающих”. [Передал Муслим]

Пятничная молитва не является обязательной для женщин, несовершеннолетних, путников, и тех больных, которым трудно посещать мечеть.

Однако если эти категории людей придут на пятничный намаз вместе с остальными, то их молитва будет действительна.

Если же они не могут или не желают посетить пятничную молитву, то они должны совершить обеденный намаз.

Несовершеннолетний Больной Путник Женщина

Достоинства пятницы

Пятница является наилучшим днем недели. Аллах предпочел для этой общины пятничный день после того, как остальные общины оказались в неведении относительно этого дня.

И о достоинстве пятницы упомянуто множество хадисов:

1- “Наилучшим днем, в которой когда-либо восходило солнце, является пятница: в нем был создан Адам, в нем же он был введен в Рай, и в нем же он был выведен из него”. [Передал Муслим]

2- От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто должным образом совершит омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать имама, храня молчание, пока тот не завершит проповедь, а затем совершит вместе с ним молитву, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и предыдущей пятничной молитвой, а также ещё в течение трёх дней…” [Передал Муслим]

3- От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пять молитв, совершение пятничной молитвы после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий Рамадан после предыдущего искупают то, что было между ними, если при этом не было тяжких грехов”. [Передал Муслим]

1. Время. Если пятничная молитва совершена до отведенного ей времени или после него, то она является недействительной.

А временем пятничной молитвы является время обеденного намаза.

2. Наличие соответствующего количества людей. Один человек не может совершать пятничную молитву.

Наименьшим же количеством для совершения пятничной молитвы является три человека.

3. Проживание на определенной местности. То есть, если люди проживают на определенной местности, будь это село или город, и не кочуют в зависимости от сезона, то они должны совершать пятничную молитву.

Что же касается кочевников, проживающих в степях или пустынях (например, бедуинов) и меняющих свое местожительство в зависимости от сезона, то на них нет такой обязанности как совершение пятничной молитвы в подобных временных селениях.

И даже если они захотят сделать пятничную молитву в таких селениях, то она не будет являться действительной.

4. Предшествование двух проповедей молитве, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда обращался к людям с двумя проповедями прежде, чем совершить пятничную молитву.

Время пятничной молитвы Совершается в коллективе Пятничная молитва, совершаемая жителями пустынь и степей в своих временных поселениях, не является действительной.

Как совершается пятничная молитва?

Пятничная молитва состоит из двух рака’атов, при этом чтение в ней производится вслух.

Желательно, чтоб после завершения чтения суры аль-Фатиха имам прочитал в первом рака’ате суру “Собрание”, а во втором – суру “Лицемеры”.

Также желательно читать в первом рака’ате суру “Высочайший”, а во втором суру “Покрывающее”. [Передал Муслим] .

Шариатское постановление относительно двух частей хутбы

`Две части хутбы являются обязательным, а также они являются одним из условий действительности пятничной молитвы.

Если большинство пришедших для совершения пятничной молитвы понимают арабский язык, то проповедь дается на арабском языке, так как это является частью руководства пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

А также это является побуждением людей к изучению языка Корана. Если же большинство присутствующих не понимают арабского языка, то нет ничего порицаемого в том, что проповедь дается на общедоступном языке.

Ведь целью проповеди является назидание и обучение, а не простое произношение слов.

Вместе с тем тому, кто обращается к людям с проповедью не на арабском языке, следует стараться упоминать аяты и хадисы также и на арабском языке, дабы его проповедь была действительной и с позиции тех ученых, которые считают арабский язык обязательным элементом проповеди.

То, что придает проповеди более полноценный вид

Некоторые ученые считают, что у пятничной проповеди нет определенных столпов.

Поэтому, с их позиции, любые предложения и словосочетания, называющиеся в народе проповедью, являются достаточными для выполнения этой обязанности.

Однако, есть некоторые моменты, которые делают проповедь более полноценной (по мнению другой группы ученых, некоторые из нижеследующих пунктов являются столпами хутбы):

1. Восхваление Аллаха.

2. Произнесение двух свидетельств.

3. Благословение пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

4. Призыв к богобоязненности.

5. Чтение чего-либо из Корана.

6. Увещевание.

Желательные действия при обращении к людям с проповедью

1. Обращение к людям с минбара.

2. Приветствие людей перед поднятием на минбар.

3. Разделение между двумя частями хутбы посредством непродолжительного сидения.

4. Краткость проповеди.

5. Совершение ду’а.

Запрещенные в пятничной молитве действия

1. Запрещено разговаривать во время проповеди имама.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если ты в пятничный день скажешь своему спутнику “замолчи” в то время, как имам обращается с проповедью, то это тебе зачтется как болтовня”. [Передал аль-Бухари]

2. Является крайне нежелательным перешагивать через головы людей, если только перешагивающий не является имамом.

Также это допустимо в том случае, если впереди есть свободные места, и человек не может дойти до них, кроме как посредством этого.

Когда считается, что человек успел на пятничную молитву?

Каждому мусульманину следует спешить на пятничную молитву.

Если же по какой-то причине человек опоздал, но при этом застал имама в поясном поклоне второго рака’ата, то это записывается ему как пятничная молитва.

Если же он присоединился к имаму позже поясного поклона, то в этом случае ему следует дополнить ее как обеденную молитву.

Также и тот, кто пропустил пятничную молитву полностью, должен совершить обеденный намаз в четыре рака’ата.

Желательные действия в пятничный день

1. Чтение суры “Пещера”. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому, кто прочитал суру “Пещера” в пятницу, будет сиять свет вплоть до следующей пятницы”. [Передал аль-Хаким]

2. Многочисленные благословения пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Передается от Абу Мас’уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Молитесь за меня в пятницу больше, ведь поистине, нет никого, кто бы помолился за меня в пятницу, чтобы при этом его молитва не была показана мне”. [Передал аль-Хаким]

3. Полное омовение и использование благовоний.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому, кто совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет разделять между двумя, (сидящими рядом в мечети), и помолится столько, сколько ему было предопределено, а когда выйдет имам будет хранить молчание, внимательно слушая его, простятся его (грехи, совершённые им)между этой и предыдущей пятницей”. [Передал аль-Бухари] 1. Является сунной то, чтобы минбар состоял из трех ступенек, так как именно таковым был минбар посланника Аллах, да благословит его Аллах и приветствует.
Минбар из трех ступенек

2. Не является сунной то, что люди собираются перед пятничной молитвой и вплоть до азана слушают какого-либо, кто читает им аяты из Корана, или исполняет нашиды.

Также сюда относятся и групповые зикры с использованием звуковых колонок.

3. Если человек зашел в мечеть в то время, как имам уже начал хутбу, то ему стоит совершить два легких рака’ата для приветствия мечети.

Передано в хадисе: “Если кто-либо из вас придет в пятницу в то время, как имам обращается с проповедью, то пусть совершит два рака’ата, и пускай облегчит их”. [Передал Ибн Хузейма]

4. Во время ду’а имаму следует делать указания пальцем. При этом ему не следует поднимать руки, кроме как при мольбе о ниспослании дождя или мольбе о его прекращении.

Передается от Хусейна бин АбдуРрахмана, что он сказал: “Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время проповеди, делал вот так, когда взывал (совершал ду’а)” и он сделал указание своим указательным пальцем”. [Передал Ахмад]

Указание пальцем

5. Перед пятничной молитвой нет какой-либо утвержденной сунны в отношении дополнительных молитв.

Однако при этом является желательным совершение добровольных намазов вплоть до азана.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому, кто совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет разделять между двумя, (сидящими рядом в мечети), и помолится столько, сколько ему было предопределено, а когда выйдет имам будет хранить молчание, внимательно слушая его, простятся его (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей”. [Передал Ад-Дарими] 6. После совершения пятничной молитвы есть сунна в два и четыре рака’ата. Сказал Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после пятничной молитвы совершал два рака’ата у себя дома” [Передано в шести известных сборниках хадисов] .

В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-либо из вас совершает молитву после пятничного намаза, то пускай совершает четыре рака’ата”. [Передал Муслим] Молитва же дома является лучше.

7. Если праздничный день выпал на пятницу, то лучше совершить как праздничную молитву, так и пятничную.

Если же он совершил только праздничную молитву, то ему следует выполнить и обеденный намаз.

Для тех, кто приезжает с далеких мест, является дозволенным не совершать в этот день пятничной молитвы, если они молились праздничный намаз.

Сообщается, что Ийас бин Абу Рамля аш-Шами сказал: “Я видел, как Му’ауия спросил Зейда бин Аркама: “Видел ли ты с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтоб два праздника были в один день?” И сказал (Зейд): “Да. Он совершил праздничную молитву в начале дня, а затем облегчил в отношении пятничного намаза, сказав: “Кто пожелает совершить пятничную молитву, то пускай совершит”. [Передал Ахмад]

Источник: https://www.al-feqh.com/ru/%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%BC%D0%B0

Пятничная молитва (

Пятничный молитва по сунне

“О те, которые уверовали! Если призовут в пятницу к молитве, устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!” (Священный Коран, 62:9).

Последний Посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре следующими словами: “Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам)” (хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. аль-Байхакы).[1]

Также необходимо помнить слова Посланника Божьего: “Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом” (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада и Муслима).[3]

Время совершения – это время полуденной молитвы (“Зухр”). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны.[4]

ЧЕТЫРЕ РАКЯАТА СУННЫ

1. Первый азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят “Салават” и обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана (см. “Азан и икамат”).

2. Ният(намерение): “Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха”.

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы “Зухр”. Выполняется как все молитвы-сунны каждым самостоятельно.

ПЕРВАЯ ПРОПОВЕДЬ

1. Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан[5]словами “ас-саляму ‘алейкум ва рахматулла”. Поприветствовав верующих, имам садится.[6]

2. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят “Салават” и, воздев руки на уровень груди, обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

3. Проповедь. Начинается словами восхваления Всевышнего и прошением благословения для Пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.[7]

4.По завершении первой проповеди, имам-хатыб садится на минбар и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

ВТОРАЯ ПРОПОВЕДЬ

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

ДВА РАКЯАТА ФАРД

1. Икамат.

2. Ният(намерение): “Я намереваюсь выполнить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха”[8].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы.

Пятничный намаз. Порядок выполнения

Пятничный молитва по сунне

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить  слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

Первый азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны  пятничной  молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

Второй азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

https://www.youtube.com/watch?v=1KQ1EHU3HPo

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Икамат.

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Джума-намаз: правила совершения пятничной молитвы в исламе

Пятничный молитва по сунне

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа:

«Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад».

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный.

Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама.

Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада.

Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.

), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе.

По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.

) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность.

В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Источник: https://Islam.global/verouchenie/namaz/pyatnichnaya-molitva-i-eye-nyuansy/

Пятничный молитва по сунне

Пятничный молитва по сунне

Данная статья содержит: пятничный молитва по сунне – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Пятница ( аль-джум‘а ) – священный день для мусульман. В этот праздничный день мужчинам обязательно ( фард ) совершение пятничной молитвы. В Священном Коране говорится:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُون. فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللهِ وَاذْكُرُوا اللهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаха, поминайте Аллаха часто, – чтобы были спасены» [1] .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Кто верит в Аллаха и Судный день, для того пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных» [2] .

Пятничный намаз (аль-джум‘а) состоит из 4-х ракяатов сунны, 2-х ракяатов фарда и 4-х ракяатов сунны.

Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до и после фарда пятничного намаза (джум‘а) читал 4 ракяата сунны и не разделял ракяаты между собой (т.е. читал не по два ракяата) [6] .

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды повторил:

«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих» [8] .

Пятничный намаз (аль-джум‘а) совершается в пятницу во время полуденного намаза (аз-зухр) и заменяет его. Пятничный намаз (аль-джум‘а) выполняется только коллективно.

Пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард) для мукалляфа – психически нормального и достигшего совершеннолетия мусульманина. Кроме этого есть 6 других обязательных условий:

  1. Мужчина (для женщин совершение пятничной молитвы не обязательно);
  2. Свободный от рабства;
  3. Не находящийся в пути;
  4. Здоровый;
  5. Не слепой;
  6. Имеющий здоровые ноги.

Если человек не соответствует одному из перечисленных выше 6 условий, то для него совершение пятничной молитвы (джум‘а) необязательно. Но если он совершит пятничную молитву, то этот намаз ему засчитывается. Человек, не совершивший пятничный намаз, должен совершить полуденный намаз (аз-зухр).

Условия для правильного выполнения пятничной (аль-джум‘а):

  1. Совершение во время полуденного намаза (аз-зухр);
  2. Чтение перед намазом проповеди (хутба);
  3. Место, где собираются для совершения пятничного намаза (аль-джум‘а) намаза, должно быть открыто для всех;
  4. Присутствие не менее трех мужчин, помимо имама;
  5. У имама должно быть разрешение для проведения пятничного намаза (аль-джум‘а) от религиозного руководства мусульман данной местности;
  6. Пятничный намаз (аль-джум‘а) намаз должен проводиться в населенном пункте.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (АЛЬ-ДЖУМ‘А)

После первого призыва (азан) на пятничную молитву индивидуально совершается 4 ракяата сунны. Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Аллаха». Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (аз-зухр).

После второго призыва (азан) имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После чтения проповеди читается икамат и коллективно совершается 2 ракяата фарда пятничного намаза (аль-джум‘а).

Следующие за имамом делают намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза (аль-джум‘а) за имамом ради Всевышнего Аллаха».

Порядок совершения фарда пятничного намаза (аль-джум‘а) такой же, как у фарда утреннего намаза (аль-фаджр).

После фарда совершают 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а), который совершается так же, как сунна полуденного намаза (аз-зухр). Намерение для этого намаза: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Всевышнего Аллаха».

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.