Молитва в музыке 7 класс

Анализ стихотворения молитва 7 класса

Молитва в музыке 7 класс

Чудотворные слова: анализ стихотворения молитва 7 класса в полном описании из всех найденных нами источников.

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева.

Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску.

Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.

По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.

Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную

Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,

Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве.

Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества.

Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.

Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.

В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».

Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Источник: https://xn----7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/analiz-stihotvoreniya-molitva-7-klassa/

Комплекс Уроков по Музыке 1,2,3,4,5,6,7 класс по Критской

Молитва в музыке 7 класс

Комплекс Уроков по Музыке для 1-7 класса

Комплекс уроков по Музыке — это сборник разработок мультимедийных уроков музыки в начальной школе и старших классах по рабочей программе Критской Е.Д. и Сергеевой Г.П., соответствующей Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС). Каждый диск содержит готовые уроки, включающие поурочные планы-конспекты и презентации по музыке, музыкальное сопровождение (песни, аудиофрагменты опер, симфоний и пр.) к занятиям, видеофрагменты, тестовые и проверочные задания и многое другое для учителя музыки.

Вам не нужно больше подолгу искать материалы к урокам, делать презентации и готовить разработки конспектов уроков музыки. Всё это подготовлено для Вашего удобства в одной системе — на дисках Комплекс Уроков Музыки 1-7 класс!Цените своё время — покупайте диски с готовыми занятиями по музыке!

Стоимость 1 диска любого класса = 390 рублей.

При заказе 4х и более DVD-дисков — Фонохрестоматия по музыке в подарок!
Закажите весь Комплекс Уроков по Музыке из 7 DVD и получите скидку 10%!

Календарно-тематическое планирование уроков музыки по Критской —
Скачать бесплатно 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс.

Фонохрестоматия к урокам музыки по Критской
Скачать бесплатно 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЫКЕ

  1. И муза вечная со мной
  2. Хоровод муз
  3. Повсюду музыка слышна
  4. Душа музыки – мелодия
  5. Музыка осени
  6. Сочини мелодию
  7. Азбука, азбука каждому нужна…
  8. Музыкальная азбука
  9. Обобщающий урок 1 четверти
  10. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты народов Севера
  11. ‘Садко’. Из русского былинного сказа
  12. Музыкальные инструменты
  13. Звучащие картины
  14. Разыграй песню
  15. Пришло рождество — начинается торжество
  16. Добрый праздник среди зимы
  17. До чего же он хорош, край, в котором ты живешь
  18. Художник, поэт, композитор
  19. Музыка утра
  20. Музыка вечера
  21. Музы не молчали
  22. Музыкальные портреты
  23. Разыграй сказку. ‘Баба Яга’ — русская народная сказка
  24. Мамин праздник
  25. Обобщающий урок
  26. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент
  27. Музыкальные инструменты
  28. Звучащие картины
  29. Музыка в цирке
  30. Дом, который звучит
  31. Опера-сказка
  32. Ничего на свете лучше нету
  33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

Демонстрационная версия — 1 класс скачать.
Подробное содержание Готовые уроки музыки для 1 класса

Цена диска: 390  руб. (заказать) Цена электронной версии: 330  руб.

(заказать)

Меню диска с уроками для 1 класса

1. Музыкальные образы родного края2. Гимн России3. Мир ребенка в музыкальных образах4. Музыкальный инструмент -фортепиано5. Природа и музыка6. Танцы, танцы, танцы7. Эти разные марши8. Расскажи сказку9. Колыбельные10. Великий колокольный звон11 — 12. Святые земли Русской13. Молитва14 — 15. Рождество Христово16.

О России петь — что стремиться в храм17. Русские народные инструменты18. Фольклор — народная мудрость19. Музыка в народном стиле20. Обряды и праздники русского народа21. Детский музыкальный театр. Опера22. Балет23. Театр оперы и балета24. Волшебная палочка дирижера25. Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки26.

В музыкальном зале27. Симфоническая сказка28. Сюита М. П. Мусоргского ‘Картинки с выставки’29. Звучит нестареющий Моцарт30. Волшебный цветик — семицветик. ‘И все это — И. С. Бах’31. Все в движении32. Музыка учит людей понимать друг друга33. Два лада34.

Могут ли иссякнуть мелодии

Демонстрационная версия — 2 класс скачать.

Подробное содержание Готовые уроки музыки для 2 класса

Цена диска: 390  руб. (заказать) Цена электронной версии: 330  руб.

(заказать)

1    Мелодия — душа музыки2    Природа и музыка3    «Виват, Россия!»4    Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»5    Опера М. И.

Глинки «Иван Сусанин»6    Образы природы в музыке7    Портрет в музыке8-9    Детские образы10    Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве11    Древнейшая песнь материнства12    «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»13    Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье14    Святые земли Русской15    «О России петь -что стремиться в храм…»16    «Настрою гусли на старинный лад…»17    Певцы русской старины18    Сказочные образы в музыке19    Народные традиции и обряды: Масленица20-21    Опера Н. А. Римского-Корсакова «Руслан и Людмила»22    Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика»23    Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»24    Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко»25    Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» (либретто И. Всеволожского и М. Петипа)26    В современных ритмах27    Музыкальное состязание28    Музыкальные инструменты -флейта и скрипка29    Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»30    Симфония «Героическая» Бетховена31    Мир Бетховена32    Джаз — музыка ХХ века33    Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов34    «Прославим радость на земле»

Демонстрационная версия — 3 класс скачать.

Подробное содержание Готовые уроки музыки для 3 класса

Цена диска: 390  руб. (заказать) Цена электронной версии: 330  руб.

(заказать)

1    Мелодия2    «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»3    Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности4    «Я пойду по полю белому…»5    «На великий праздник собралася Русь»«О России петь — что стремиться в храм…»6    Святые земли РусскойДень, полный событий7    «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»8    «Что за прелесть эти сказки…»9    Музыка ярмарочных гуляний10    Святогорский монастырь11    «Приют, сияньем муз одетый…»«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»12    Композитор — имя ему народ13    Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов14    О музыке и музыкантахВ концертном зале15    Музыкальные инструменты16    Старый замок. «Счастье в сирени живет…»17    «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»18    «Патетическая» соната Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра…»День, полный событий19    Зимнее утро. Зимний вечерВ музыкальном театре20    Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (II-III действия)21    Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)22    «Исходила младшенька…»23    Русский Восток. Восточные мотивы24    Балет И. Стравинского «Петрушка»25    Театр музыкальной комедии«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»26    Исповедь души27    Мастерство исполнителя«О России петь — что стремиться в храм…28    «Праздников праздник, торжество из торжеств»29    Светлый праздник30    Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»31    Праздники русского народа: Троицын день«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье…»32    Музыкальные инструменты33    Музыкальный сказочник34    Рассвет на Москве-реке

Демонстрационная версия — 4 класс скачать.

Подробное содержание Готовые уроки музыки для 4 класса

Цена диска: 390  руб. (заказать) Цена электронной версии: 330  руб.

(заказать)

1. Что роднит музыку с литературой2. Вокальная музыка3-4. Вокальная музыка5-6. Фольклор в музыке русских композиторов7. Жанры инструментальной и вокальной музыки8-9. Вторая жизнь песни10. Всю жизнь мою несу родину в душе11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах12-13. Писатели и поэты о музыке и музыкантах14. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера15. Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова — «Садко»16. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет17. Музыка в театре, кино, на телевидении18. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл19.

Что роднит музыку с изобразительным искусством20. Небесное и земное в звуках и красках21. Звать через прошлое к настоящему22. Музыкальная живопись и живописная музыка23. Музыкальная живопись и живописная музыка24. Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве26.

Волшебная палочка дирижера27. Образы борьбы и победы в искусстве28. Застывшая музыка29. Полифония в музыке и живописи30. Музыка на мольберте31. Импрессионизм в музыке и живописи32. О подвигах, о доблести, о славе33. В каждой мимолетности вижу я миры…34. Мир композитора35.

Урок-концерт

Демонстрационная версия — 5 класс скачать.

Подробное содержание Готовые уроки музыки для 5 класса

Цена диска: 390  руб. (заказать) Цена электронной версии: 330  руб.

(заказать)

1. Удивительный мир музыкальных образов2. Образы романсов и песен русских композиторов3. Два музыкальных посвящения4. Портрет в музыке и живописи5. Уноси мое сердце в звенящую даль6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов8. Образы песен зарубежных композиторов9. Мир старинной песни10. Народное искусство Древней Руси11. Русская духовная музыка12. В.Г.Кикта. Фрески Софии Киевской13. Симфония ‘Перезвоны’ — В. Гаврилина.

Молитва14. Небесное и земное в музыке Баха15. Образы скорби и печали16. Фортуна правит миром17. Авторская песня — прошлое и настоящее18. Джаз — искусство XX века19. Вечные темы искусства и жизни20. Могучее царство Ф. Шопена21. Ночной пейзаж22. Инструментальный концерт23. Космический пейзаж24-26.

Образы симфонической музыки27. Симфоническое развитие музыкальных образов28. Программная увертюра Бетховена ‘Эгмонт’29. Увертюра-фантазия П.И.Чайковского — Ромео и Джульетта30-33. Мир музыкального театра34. Образы киномузыки35.

Обобщение темы ‘Музыкальная драматургия’

Демонстрационная версия — 6 класс скачать.

Подробное содержание Готовые уроки музыки для 6 класса

Цена диска: 390  руб. (заказать) Цена электронной версии: 330  руб.

(заказать)

01. Классика и современность02. В музыкальном театре. Опера03. Опера М.И.Глинки — Иван Сусанин04-05. Опера А.П.Бородина — Князь Игорь06. В музыкальном театре. Балет07-08. Балет Тищенко — Ярославна09. Героическая тема в русской музыке10-11. Д. Гершвин — Мой народ — американцы12-13. Опера Ж.Бизе — Кармен14. Балет Р.К.Щедрина — Кармен15. Сюжеты и образы духовной музыки16. Рок-опера — ‘Иисус Христос — суперзвезда’17. Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского ‘Ромео и Джульетта’18. ‘Гоголь-сюита’ из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю ‘Ревизская сказка’19. Музыкальная драматургия — развитие музыки20. Два направления музыкальной культуры — светская и духовная музыка21.

Камерная и инструментальная музыка. Этюд22. Камерная и инструментальная музыка. Транскрипция23. Циклические формы инструментальной музыки24-25. Соната26-30. Симфоническая музыка31. Симфоническая картина ‘Празднества’ К. Дебюсси32. Инструментальный концерт33. Дж. Гершвин — Рапсодия в стиле блюз34. Пусть музыка звучит35.

Наполним музыкой сердцаИтоговое занятие по музыке

Демонстрационная версия — 7 класс скачать.

Подробное содержание Готовые уроки музыки для 7 класса

Цена диска: 390  руб. (заказать) Цена электронной версии: 330  руб.

(заказать)

Купить Комплекс Уроков Музыки по Критской Е.Д. можно по ссылке ниже. После отправки заявки мы в течение 2-3 дней отправим заказ Почтой России с наложенным платежом — с оплатой при получении. Каждый заказ тщательно упакован, мы гарантируем доставку без повреждений. Т.о.

выписывая диски, Вы ничем не рискуете. Отследить статус заказа можно здесь.

Подробное содержание DVD-дисков Комплекс Уроков по Музыке:

диска с разработками 1 класса,
диска с разработками 2 класса,
диска с разработками 3 класса,
диска с разработками 4 класса,
диска с разработками 5 класса,
диска с разработками 6 класса,
диска с разработками 7 класса.

Программа защищена Федеральным законом «Об авторских и смежных правах»,
а также IV частью Гражданского кодекса РФ.

Свидетельство Комплекс Уроков по Музыке

Изображения оболочки дисков:

Более подробная информация о дисках по музыке доступна на сайте проекта
«Комплекс Уроков по Музыке» www.CD-MUSICA.ru

Источник: http://xn--b1afobadgpebfpm2a.xn--p1ai/kompleks-urokov-po-muzyke-dlya-1-7-klassa

Молитва в музыке 7 класс

Молитва в музыке 7 класс

Данная статья содержит: молитва в музыке 7 класс – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Тип урока: Углубление в тему.

Цели:

  • Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
  • Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
  • Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
  • Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.

Задачи:

  • Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
  • Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
  • Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
  • Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
  • Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.

Музыкальный материал:

  • “Мати Божия” П.Чеснокова.
  • “Отче наш” Н.Кедрова-отца
  • “Аве Мария” Ф.Шуберта
  • “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
  • “Белоснежные церкви” современная песня.

Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.

На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.

– Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.

– Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.

– Как такая музыка называется? (церковная, духовная)

А почему духовная? (Ответы детей).

– Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.

– Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?

Сообщение темы (“Послания молитвы”)

– А что такое молитва? (Ответы детей)

Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Она как свет нам душу освещает.

– И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.

– В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?

(Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)

– А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.

– Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.

Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.

– Был здесь порядок? Да.

(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)

Ознакомление с новой информацией.

– Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.

Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.

Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.

– И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.

– Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.

(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)

– Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.

– Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.

– А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.

– Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.

“Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.

Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).

– Трогают нас слова? Да.

– Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” висполнении женского голоса). Приложение 1.

– А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.

(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).

– Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.

Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.

Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.

Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.

– Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.

(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.

– Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”

– Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.

(Разучивание 1 куплета).

“Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”

– На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.

– Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?

(С образами Бога, света, добра, гармонии.)

– На что способна такая музыка?

В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.

– И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.

(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация

– Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).

– И закончить я хочу словами А.П.Чехова

“Человек должен быть верующим или

Должен искать веры.

Иначе жизнь его пуста. ”

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Урок 13 молитва в творчестве русских композиторов

МОЛИТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.

2. Звучит фрагмент «Вечерней музыки» В.Гаврилина(1-2-9)

-Давайте сравним две молитвы. Что роднит их и что отличает друг от друга?

Роднит: Общий эмоциональный настрой и тембр голоса(бас).

Отличает: 1) В Арии Сусанина преобладает песенная основа, оркестровое сопровождение досказывает мысли героя, трехчастная форма.

3. –Послушаем ещё одну молитву, но это уже песня-молитва. Она называется «В минуту скорбную сию». Автор – Иеромонах Роман, который поёт свои стихи и молитвы под гитару.

-Откройте тетрадь на странице 28-29. Текст поможет вам при слушании.

-Это «покаянная» или «просительная» молитва?

ПЕНИЕ (слова на стр.28 в тетради).

Давайте подведём итог урока:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №45

Цель урока: выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной.

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки для 7 класса. «Героико – патриотическая тема в произведениях художников.

Знать о роли фантазии в творчестве художника, о травах из русских волшебных сказок, об основных элементах хохломской росписи (травка.

Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М. Ю. Лермонтова – поэта и человека

Цель урока: Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли;.

Методические рекомендации. Данный урок может быть представлен учащимся 5-7 классов

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная.

Конспект урока по музыке в 7 классе по теме “Сюжеты и образы духовной музыки”

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.

274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»

г. Подольск Московская область

Конспект урока по музыке для 7 класса

«Сюжеты и образы духовной музыки»

Составила учитель музыки

Сюжеты и образы духовной музыки.

Цели урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.

Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Обобщить знания о музыке И. С. Баха;

продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Познакомиться с «Всенощной» С. В. Рахманинова, с образом «Заутрени»;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.

Учитель Тема сегодняшнего урока «Сюжеты и образы духовной музыки».

«Каждый человек,- писал священник Александр Мень,- даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед, чем можно преклоняться.

Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать».

Слушаем 1 часть мессы « Kyrie , eleison » (Господи, помилуй) и анализируем прослушанное:

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?

Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?

В каком жанре написана месса?

Учитель: Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.

Слушаем №4 – « Gloria in excelsis Deo » (Слава в Вышних Богу)

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?

Как музыка передаёт эти чувства?

Какие средства выразительности создают этот образ?

Дети говорят: Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.

Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?

Композитор показывает образную разность разных частей,

В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.

2) В сопоставлении даётся музыка из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.

Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?

(Звучит» Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощной».)

Анализируем произведение. Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.

Учитель: Написал её С.В. Рахманинов и это часть из «Всенощной»

Что происходит в Душе слушающего её человека?

Дети: она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.

Учитель: к кому в ней обращается человек?

Дети: к Богородице.

Учитель: Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: «Вечерни» и «Утрени». По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

К учебнику: Музыка. 7 класс. Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. М.: 2011. — 158 с.

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Источник: https://xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-v-muzyke-7-klass/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.