Молитва стихотворение лермонтова основная мысль

Молитва стихотворение лермонтова основная мысль

Молитва стихотворение лермонтова основная мысль

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принес», — так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» его бабушка, Е. А. Арсеньева.

Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску.

Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.

По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.

Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно — благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое — неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней.

веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.

Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.

В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения, в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».

Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики, что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

В стихотворении повторяется гласная «у» : «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка — перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

  • Вопросы и ответы к теме «Лирика М. Ю. Лермонтова»Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни.

    Основная мысль стихотворения Лермонтова “Молитва” – главная мысль, идея?

    У М.Ю. Лермонтова есть 3 стихотворения под названием “Молитва”. Одно из них, написано в 1839 г., начинается со строчки “В минуту жизни трудную. “.

    Молитва – разговор с Богом, обращение к нему. Молящийся человек уверен, что судьба, жизнь и смерть во власти Божьей воли, что Бог помогает в делах и наказывает за прегрешения, исцеляет и посылает испытания.

    В молитве человек просит Бога, прославляет Его, кается. Люди обращаются к молитве в те жизненные моменты, когда ищут помощи, поддержки и милости, часто в состоянии отчаяния:

    Печаль, облегчение, легкость – все это соединено в трех строфах.

    Произведение начинается с состояния печали, смуты, отягощенности. Тем не менее, образ героя не обременен тяжким грузом. Печаль какая-то легкая.

    Душевная тяжесть, грусть усиливаются за счет ассонанса: повторения звука [у], которое создает ощущение нарастающей смуты.

    На контрасте стоят пары слов: “трудно – легко”, “грусть – облегчение”, “теснится грусть – бремя скатится”. Это примеры антитезы, подчеркивающей душевное состояние героя.

    Главное место в стихотворении занимает сама молитва, “благодатная”, “чудная”, “живая”. Инверсионные эпитеты помогают увидеть чудодейственную силу молитвы, способной помочь, подсказать, принять нужное решение, изменить душевное состояние, дать спокойствие.

    Стихотворение наполнено божественным мотивом. В нем переплетаются надежда, вера, гармония, откровение, воодушевление.

    мысль стихотворения состоит в том, что молитва очищает душу, согревает ее. “Созвучья слов живых” помогают человеку пережить трудную минуту, не дают упасть духом.

    В произведении Лермонтова “Молитва” передаётся состояние возникновение в душе человека высоких чувств, которое противопоставлено трудной жизненной ситуации (в которой может оказаться каждый). Автор воспевает молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь чувству, которое приводит главного героя к “светлому, доброму, вечному”.

    Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтов 1) Тема поэмы 2) Основная идея 3) Пафос (чувство) 4) Лирический герой 5) состав 6) означает лексический 7) Синтаксические средства 8) Морф продукты (ключевые слова) 9) Рифма, ритм, размер стихотворения 10) Заключение

    Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

    2) Основная мысль

    3) Пафос (чувство)

    4) лирический герой

    6) лексические средства

    7) Синтаксические средства

    8) Морф средства(ключевые слова)

    9) Рифма,ритм, размер стихотворения

    • Одну молитву чудную твержу я наизустьМ. Ю. ЛермонтовМолитва — одно из поздних стихотворений М. Ю. Лермонтова (написано в 1839 году) . Поэтому можно смело сказать, что оно отражает сложившееся миро-воззрение художника.В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведении с психологической проникновенностью передается состояние душевного просветления . Это состояние противопоставлено трудной минуте жизни — обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному мостику , который приводит героя к светлым душевным порывам .Известно, что Молитва написана для Марии Щербаковой, княгини, которой художник был увлечен (Машенька велела ему молиться, когда у него тоска) . Поэтому приведено выше толкование вполне уместно.Вместе с тем, святая прелесть предстает и как власть слова над человеком:Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живыхВ самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:С души как бремя скатитсяСомненье далеко И верится, и плачется,И так легко, легкоВ дореволюционных работах (например, в работе С. Шувалова) стихотворение нередко рассматривалось как свидетельство перехода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению. Но еще в 1841 году В. Г. Белинский подчеркнул, что из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце () звуки, () вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнью . Я согласен с утверждением великого критика. По сути, поэт и здесь намекает на свою неудовлетворенность окружающей его действительностью. Он остается разочарованным и мятежным, но живые слова даруют ему, пусть временное, но такое необходимое избавление от сомнений. В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность произведения. Это стихотворение положили на музыку более сорока композиторов! Молитва вошла и в народный песенный репертуар. По-моему, М. Ю. Лермонтов самый музыкальный поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем

    М. Ю. Лермонтов “Молитва”: анализ стихотворения

    Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Молитва”

    «Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком.

    Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере.

    «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.

    Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы.

    Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

    тема стихотворения

    Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным.

    С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ».

    Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.

    Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей.

    Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца.

    Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.

    В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.

    Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.

    Структурный анализ стихотворения

    В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный.

    Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов.

    Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

    Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения.

    Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями.

    Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

    Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

    Источник: https://xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-stihotvorenie-lermontova-osnovnaya-mysl/

    О чём стихотворения молитва лермонтова

    Молитва стихотворение лермонтова основная мысль

    Советуем ознакомиться о чём стихотворения молитва лермонтова с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

    Я, матерь божия, ныне с молитвою

    Пред твоим образом, ярким сиянием,

    Не о спасении, не перед битвою,

    Не с благодарностью иль покаянием,

    Не за свою молю душу пустынную,

    За душу странника в мире безродного;

    Но я вручить хочу деву невинную

    Теплой заступнице мира холодного.

    Окружи счастием душу достойную;

    Дай ей сопутников, полных внимания,

    Молодость светлую, старость покойную,

    Сердцу незлобному мир упования.

    Срок ли приблизится часу прощальному

    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —

    Ты восприять пошли к ложу печальному

    Лучшего ангела душу прекрасную.

    Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

    Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

    Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

    Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление.

    Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше.

    По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы.

    Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

    Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

    В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия.

    Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям.

    Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления.

    Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

    Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту.

    Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели.

    Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

    История создания

    «Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.

    По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

    Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.

    Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

    Тема и идея стихотворения

    Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

    «В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть»…

    Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

    «Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть»

    Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

    «И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них»

    Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

    «С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…»

    Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве.

    Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества.

    Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

    Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.

    Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.

    В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

    Художественные средства

    В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

    Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».

    Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

    Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

    В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

    В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

    Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

    Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

    Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

    • Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
    • В чем Мцыри видит счастье
    • Краткое содержание «Шинель»
    • Характеристика Хлестакова из «Ревизора»
    • Три дня на воле Мцыри
    • Характеристика Гринёва
    • Сочинение по картине «Первый снег» Попова И.
    • Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
    • О чем мечтают герои комедии «Ревизор»
    • Цель побега Мцыри

    Понравилось сочинение? Помоги проекту – жми на кнопку, расскажи друзьям:

    Источник: https://xn----7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/o-chyom-stihotvoreniya-molitva-lermontova/

    Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова

    Молитва стихотворение лермонтова основная мысль

    • Сенаторова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

    Разделы: Литература

    Цель урока:

    развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

    Технология:

    мастерская, диалоговая.

    Методические приемы:

    комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

    Оборудование урока.

    Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”

    Х О Д У Р О К А

    Эпиграф урока:

    Лермонтов безмерно рисковал, Вызывая недругов к барьеру. И когда не принимал похвал

    И не ставил в грош свою карьеру.

    Рисковал над начатым листом, Чтоб душой с другими поделиться. Но особый риск таился в том,

    Чтоб в себе хранили те страницы.

    Рисковал, когда являлся в свет, Потому что был остер в беседах. Не красавец, но лихой корнет,

    Поразивший смертью напоследок.

    Андрей Дементьев.

    .

    (Читаю эпиграф урока).

    Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова.

    Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради.

    Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание

    2.

    Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

    Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства.

    “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта.

    Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

    Выразительное чтение стихотворения.

    По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятия нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли

    Ей скучные песни земли.

    – Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

    (Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

    “Ангел”

    Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

    (В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.

    Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” – ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник.

    Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

    – Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

    Ангел –

    существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

    Кадило –

    церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

    3. Работа с печатной тетрадью

    .

    СтихотворениеСтрофаОсновная мысльНастроение
    По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпойВнимали той песне святой.1Ангел летел и пел.Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти
    Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвалаЕго непритворна была.2Песня ангела о Боге.Печальное, легкая грусть,
    Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодойОстался – без слов, но живой3Ангел несет на землю душуТеплое. Уютное, немного тревожное
    И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не моглиЕй скучные песни земли.4Душа помнит песню ангелаПечаль о прошлом.

    – С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

    (Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

    Метафоры:

    месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

    – Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения.

    Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

    – Определите размер стиха

    (4 и 3 стопный амфибрахий)

    – Определите рифму

    (мужская)

    – Какая рифмовка стихотворения?

    (смежная) 4. Культуроведческий аспект.

    Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

    Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве.

    Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи.

    Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти.

    Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

    Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет.

    Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы.

    И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

    – Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

    – Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьи

    высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)

    – И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.

    ) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина.

    В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)
    За все тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали. Я один и ныне – как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в ней Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень. И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье,

    Что всем я чужд и говорю – с тобой.

    5.

    В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.

    Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

    Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.

    В минуту жизни трудную Теснится в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

    – Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

    – В каком случае человек обращается к молитве?

    – Давайте посмотрим толкование этого слова.

    Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

    – Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

    (Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

    Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

    (Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

    Итог урока

    – Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами. – А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

    В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

    Домашнее задание:

      Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.

    1. Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.

    Список литературы: Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.

  • М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.
  • В.И.Коровин “Творческий путь М.Ю.Лермонтова”, М.

    , “Просвещение”,1973.

  • Роберт Уоллэйс “Мир Леонардо”, М. “Терра”, 1997.
  • Приложение

    20.01.2009

    Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518721/

    Основная мысль лермонтова молитва

    Молитва стихотворение лермонтова основная мысль

    Религиозное чтение: основная мысль лермонтова молитва в помощь нашим читателям.

    Основная мысль стихотворения Лермонтова “Молитва” – главная мысль, идея?

    У М.Ю. Лермонтова есть 3 стихотворения под названием “Молитва”. Одно из них, написано в 1839 г., начинается со строчки “В минуту жизни трудную. “.

    Молитва – разговор с Богом, обращение к нему. Молящийся человек уверен, что судьба, жизнь и смерть во власти Божьей воли, что Бог помогает в делах и наказывает за прегрешения, исцеляет и посылает испытания.

    В молитве человек просит Бога, прославляет Его, кается. Люди обращаются к молитве в те жизненные моменты, когда ищут помощи, поддержки и милости, часто в состоянии отчаяния:

    Печаль, облегчение, легкость – все это соединено в трех строфах.

    Произведение начинается с состояния печали, смуты, отягощенности. Тем не менее, образ героя не обременен тяжким грузом. Печаль какая-то легкая.

    Душевная тяжесть, грусть усиливаются за счет ассонанса: повторения звука [у], которое создает ощущение нарастающей смуты.

    На контрасте стоят пары слов: “трудно – легко”, “грусть – облегчение”, “теснится грусть – бремя скатится”. Это примеры антитезы, подчеркивающей душевное состояние героя.

    Главное место в стихотворении занимает сама молитва, “благодатная”, “чудная”, “живая”. Инверсионные эпитеты помогают увидеть чудодейственную силу молитвы, способной помочь, подсказать, принять нужное решение, изменить душевное состояние, дать спокойствие.

    Стихотворение наполнено божественным мотивом. В нем переплетаются надежда, вера, гармония, откровение, воодушевление.

    мысль стихотворения состоит в том, что молитва очищает душу, согревает ее. “Созвучья слов живых” помогают человеку пережить трудную минуту, не дают упасть духом.

    В произведении Лермонтова “Молитва” передаётся состояние возникновение в душе человека высоких чувств, которое противопоставлено трудной жизненной ситуации (в которой может оказаться каждый). Автор воспевает молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь чувству, которое приводит главного героя к “светлому, доброму, вечному”.

    мысль в стихотворении лермонтова молитва

    Молитва стихотворение лермонтова основная мысль

    Постараемся детально ответить на вопрос: главная мысль в стихотворении лермонтова молитва на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.

    Какова основная мысль стихотворения Моитва,ответ аргументируйте.Написать ответ объёмом 5-10 предожений.Помогите пожауйста*

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко.

    • Попроси больше объяснений
    • Следить
    • Отметить нарушение

    28.03.2013

    Ответы и объяснения

    • donkixot
    • почетный грамотей

    Основной мыслью этого стиха я бы полагала веру лирического героя в чудодейственную силу слова.

    Слова молитвы, слова обращения к Богу, которое дарует душе великое чудо утешения, являются объектом воспевания лирического героя.

    В “минуту жизни трудную” любой из нас обращается с какими-либо словами к высшим силам, прося о заступничестве, или утешении, или о прощении. У каждого такие слова – свои, переплавляющие бремя горечи в крылья прощения и очищения.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.