Молитва на облачения стихаря

Как правильно одевать стихарь

Молитва на облачения стихаря

Братие, в обсуждении этой темы я хотел бы узнать, есть ли ещё в Русской Православной церкви, приходы где пономари не носят стихарей и с чем это у вас связано? У нас большой приход в городе, настоятель- старший благочинный левобережного округа, 5 постояных пономарей. Стихарь ношу только я один, да и то только через полгода после благословения архиерея.

Настоятель говорит, что стихарь может благословить только архиерей, но я уверен, что из всех алтарников РПЦ архиерейское благословение есть не у многих.

Что вы об этом думаете? Как скоро после того как вы стали алтарником вам дали стихарь? Есть ли в вашем приходе или епархии последование благословения на стихарь? У меня было так: 3 земных поклона перед Престолом, берёшь стихарь крестом вверх на левую руку, 3 земных поклона перед Горним местом, земной поклон в ноги архиерею, он в это время благословляет, потом подходишь к архиерею и говоришь: благослови пресвященнейший владыко стихарь, он благословляет крест на стихаре и кладёт руку на крест, целуешь руку архиерею, потом крест на стихаре, затем облачаешься в стихарь, подходишь к Горнему местуи творишь поясной поклон, поворачиваешься лицом к архиерею и делаешь ему поясной поклон, он в это время благословляет тебя еще раз. В целом это было так, а как у вас? Стихарь или подрясник нужны пономарям и чтецам, чтобы соответствовать обстановке богослужения, а то получается идёт Малый или Великий вход, священники в ризах, а у пономаря вадалазка полосками, да еще и гадость какая-нибудь написана. У нас братия в алтарь скромно одеваются, но всё равно это не то. Также стихарь накладывает некоторые обязательства на того, кто его носит и стыдно и страшно бывает подходить к Алтарю, когда чувствуешь, что не готов, что насвинячил перед Господом, ведь стихарь- это одежда ангелов. Линии пришитые к рукавам, к низу стихаря символизируют собой узы, которыми был связан Спаситель, линии на груди, спине плечах и крест на спине символизируют яремо возложенное на того кто носит стихарь, разрезы- раны Христа. В молитве на одевание стихаря, стихарь называется одеждой веселия и радости. Братие читаете ли вы эту молитву, когда одеваете стихарь, как у вас принято, я знаю, что её читает священник и архиерей на подризник, диакон на стихарь алтарникам читать эту молитву, как я понял из своего скудного опыта не обязательно, но я обычно прочитываю. Почти год выпрашивал я стихарь у батюшки, теперь надеюсь и для братии выпросить когда в настроении будет, диакон эту идею поддержал. Всё зависит от настоятеля и архиерея. Только бы воля Божия была да благословение власть имущих. Пишите что у вас интересного.

Настоятель имеет право благословить, но пономарь имеет право его носить только в одном храме. Обычно благословляет сначала настоятель, а потом, когда приезжает архиерей, тогда дает благословение он. И тогда пономарь имеет право носить стихарь даже в другой стане, это также дает право входить в алтари разных храмов.

Я живу в Красноярске, раньше жил в Кемеровской области. В наших местах относительно входа в алтарь и ношения стихаря всё происходит примерно так.

Батюшка подходит ко мне и говорит: Не хочешь ли мне помогать в алтаре? Ну тогда заходи, делай три земных поклона Престолу и разжигай кадило . Теперь я имею право в любое время входить в наш алтарь, но естественно, это совершенно не распространяется на другие храмы.

Сейчас служу в строящемся храме Рождества Христова в Красноярске. Службы проходят на цокольном этаже. Полтора года назад, когда службы только начинались, не было отопления, зимой был жуткий холод, а весной и осенью постоянно капало с потолка. Настоятель благословлял служить в верхней одежде, и, говорят, даже в шапках (я этого еще не застал). Конечно, о стихарях речи не было.

Когда провели отопление и сделали своды храма стали носить стихари. Первыми их одели ребятишки. Позже батюшка благословил и взрослым. Для меня это выглядело так: батюшка говорит мне: сегодня день избрания патриарха. В честь этого события, одевайте стихарь. Так я и начал носить стихарь. Никакого благословения арихиерея не было.

Перед службой (или в начале), мы складываем стихарь, кладём его на левую руку, сверху кладём правую, как на благословение. Затем подходим к Горнему месту, и делаем два обычных поклона с крестным знамением, потом поклон настоятелю.

После этого подходим к нему и говорим: благослови, владыко, стихарь . Он благословляет, целуем руку священника, говорим Аминь , целуем крест на стихаре. Далее подходим к Горнему месту и делаем один поклон с крестным знамением, и поклон настоятелю. Потом отходим на своё место облачаться.

Во время облачения читаем молитву Возрадуется душа моя о Господе.

В разных местах по-разному и. как следует из народной поговорки, в каждом монастыре свой устав. Поэтому главное — послушание тем традициям, которые есть там, где ты живешь. И, конечно, уважительное отношение к традициям в других местах

Сейчас я служу в Вознесенском храме, до этого я помогал на клиросе и на требах в Тихвинском храме нашего города. По Тихвинскому храму я знаю алтарника, ему сейчас 5 лет. Сначала ему батюшка подрясник с ремнём дал, сейчас уже в стихаре без подрясника ходит.

Ох, у нас как я говорил вся эта орава в стихарях шастает. У нас на стихарь благочинный благословляет. Без какого либо там ведома архиерея, тем более письменногоЭто вообще-то компитенция любого настоятеля Другое дело подрясник — вот там и нужен архиерейНа счет других алтарей не знаю не слышал.

Врать не буду. Если говорить конкретно про меня, то я сейчас могу зайти в совершенно любой алтарь епархии, да и вне ее пока проблем не возникало.

История

В древности подобная одежда была известна под различными наименованиями (например, ?????????, альба. туника ). Почти все эти наименования означали обычную нижнюю одежду, которую в древности носили мужчины и женщины. Христианская церковь приняла эту одежду в число священных по образцу ветхозаветной священнической одежды, известной под именем хитона. или у первосвященников #160;— подира.

Стихарь находился во всеобщем употреблении во всех древних церквах. В древности стихарь изготовлялся из льна и был белого цвета, на что указывает одно из его наименований#160;— alba (белая одежда). Этому цвету стихарь, как цвету одежд ангельских, соответствует и то таинственное знаменование, какое соединяют с ним учители церкви.

Стихарь знаменует светлую жизнь облачающихся в него, напоминает о той чистоте и непорочности, с которою служители Божии должны проходить своё высокое служение, и выражает их духовную радость о Господе, внушаемую чистотою жизни.

Это знаменование выражается в молитве, читаемой при облачении в стихарь: «возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец и яко невесту украси мя красотою. ».

Употребление

Стихарь используется всеми тремя степенями священства. так как от них требуется одинаковая чистота жизни. В неё облачаются также иподиаконы и, по благословению епископа. алтарники. чтецы и певцы.

Стихарь диакона (и церковнослужителя)#160;— длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами. Стихарь надевается диаконом поверх подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис.

61:10 ) и шьётся из материи светлого цвета.

У архиерея и священников стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником. так как находится под другими ризами, ими надеваемыми.

Иногда нашиваются ленты на боках и рукавах стихаря, знаменующие собою те узы, которыми был связан Иисус Христос пред Каиафою и Пилатом. и кровь, истёкшую из ребра Его.

Разрезы под рукавами стихаря напоминают о прободённом ребре Христа, а оплечья из других материй или других цветов, означают язвы от его бичевания .

Литература

В.#160;И.#160;Долоцкий, «О священных одеждах» («Христ. чтение», 1848, ч. I)Архим. Гавриил, «Руководство по литургике или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886)П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М. 1890)Еп. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной перкви» (Курск, 1895).

Смотреть что такое Стихарь в других словарях:

СТИХАРЬ — (ново греч. sticharion). Одно из облачений священно и церковнослужителей при богослужении, причем у архиереев и священников называется подризником, так как, поверх него, одеваются еще и другие облачения. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка

СТИХАРЬ — муж. нижнее облаченье священников (и архиереев) и верхнее диаконов, а иногда и церковнослужителей, при служении. Стихарный покрой. пономарь, посвященный в одежду эту. | см. стих. Стихарник, кто носить стихарь. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. … Толковый словарь Даля

стихарь — подризник Словарь русских синонимов. стихарь сущ. кол во синонимов: 6 • альба (2) • облачение … Словарь синонимов

стихарь — СТИХАРЬ, арх. церк. Во время заутрени килейник старец Никифор, певчие дьяки четыре человека, приноровя ключ, отомкнули замок у сеней, взломали ящик и вытащили из него денег девяносто рублей, а также украли однорядку англицкого сукна, ферязь, … Словарь трилогии «Государева вотчина»

СТИХАРЬ — (греческого sticharion), часть облачения христианского духовенства в виде длинной прямой одежды с широкими рукавами … Современная энциклопедия

СТИХАРЬ — (от ср. греч. sticharion) длинное платье с широкими рукавами, обычно парчовое, церковное облачение дьяконов и дьячков, нижнее облачение священников и архиереев … Большой Энциклопедический словарь

СТИХАРЬ — СТИХАРЬ, стихаря, муж. (греч. sticharion) (церк.). Длинная, с широкими рукавами, обычно парчовая, одежда дьяконов и дьячков, надеваемая при богослужении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СТИХАРЬ — СТИХАРЬ, я, муж. Длинная, с широкими рукавами одежда для богослужения у дьяконов, дьячков, а также нижнее облачение у священников, архиереев. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Стихарь — священная одежда, прямая, длинная, с широкими рукавами.Наименование свое С. получил от греческого слова sticoV стих, строка,прямая линия. В древности одежда эта известна была под многиминаименованиями, напр. sticarion, alba, tunica. Почти все … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Стихарь — (греческого sticharion), часть облачения христианского духовенства в виде длинной прямой одежды с широкими рукавами. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Как правильно складывать стихарь

Как правильно складывать стихарь

04Firsova ТЫ ПОНИМАЕШЬ СВЕТ В ЛАМПОЧКУ

В Донецке слышны залпы «Урагана», Как правильно складывать стихарь

прев лент ща буду спамить джейкобу?? поч бы и нет?

Как достать луну с небес под вечер. Как правильно складывать стихарь! Если алкоголь это зло, то алкоголики это люди, постоянно стремящиеся уменьшить количество зла в этом мире.

Друзья, сегодня мы с радостью публикуем улыбчивое стихотворение от поклонницы Импульса — Оксаны Коротеевой. … и еще раз о Мейерхольде.

И Маяковском тож Суд оставил под стражей замглавы комитета правительства Санкт-Петербурга по делу о взятке 4,5 млн рублей Шестерых сторонников Исламского государства (ИГ) в США задержали за участие в подставном заговоре ФБР — … Пробег астраханцев в поддержку Новороссии через Новый мост 1 ночи, я читаю книгу Сочинение по с покровскому прутский поход петра первого 2012 год: Фобос-Грунт успешно приземлился на Марс. Работники завода в ужасе выбегали из цехов. Осужденного в США наркобарона с Гаити освободят за показания против правительства свергнутого президента Аристида СвободнаяПресса Во Владивостоке возбуждено уголовное дело в связи с отравлением…. временем перестаете видеть красоту и прелесть своей девушки. Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь её не станет короче.Счастья не становится меньше, когда им делишься.— Будда Шакьям Nutella — это легендарный продукт, с которого начиналась история. Как уже неоднократно говорилось, для путинской России и элит. придуманные люди за окном диктуют нам последние страницы все ночи напролет теперь хохлы и че там с ними будут сниться azubinski

Вы удивили. И по оценке содержания текста: не скажу, что не.

В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ СОЛНЦЕ. ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ. /СОКРАТ

Алло, даш? — дам. А кто это?))

Источники: http://.com/topic-6548574_21539259, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/59900, http://ijilsof.sitebanq.info/3120838/1953965/81152959_kak_pravilno_skladyvat_stihar_acc97c

Источник: http://allonatashka.ru/kak-pravilno-odevat-stikhar/

Молитва на одеяние стихаря

Молитва на облачения стихаря

19 сентября Православная церковь отмечает день алтарника или день пономаря. Сегодня мы хотим подробнее Вам рассказать об этом дне и поведать о том, кто такой алтарник.

– Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).

Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).

Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.

Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.

Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.

– Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).

Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.

Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.

Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.

– Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.

Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.

При Пасхе – радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников – цвет крови мучеников.

– Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).

Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник “Вход Господень в Иерусалим”, День Святой Троицы.

Зелёный цвет имеет мантия патриарха.

– Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.

Цвет поста и покаяния. Великий пост.

Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.

Пример: праздник пророка Илии – служится в золотом (жёлтом) облачении.

Более подробно о священническом облачении можно на нашем сайте в разделе “Воскресная школа” на страничке “О церковном облачении”.

Суточный круг Богослужений.

Обращаем Ваше внимание на то, что ссылки на нашем сайте бордового цвета и без подчёркивания — для уточнения наведите курсор на текст.

Обязанности алтарника

1. П ономарь обязан придти в храм до богослужения, что бы подготовть всё нужное для богослужения.

Предлагаем ознакомиться:  Святой тадей молитва девятница

2. П ономарь должен следить за ходом Богослужения и вовремя благоговейно исполнять свои обязанности.

3. П режде чем совершить то или иное движение в алтаре во время Богослужения, пономарь обязан продумать порядок своих действий, чтобы не делать лишних движений и тем самым не отвлекать предстоятеля и сослужащих в алтаре.

4. П еред вечерней службой проверяется всё облачение алтаря и священническое, если нужно меняется на нужный цвет. Алтарник меняет только Завесу, Нааналойники (если они есть), готовит воздухи и покровцы нужного цвета, а так же готовит священническое облачение нужного цвета и себе тоже меняет стихарь на нужный цвет.

5. Д о начала Богослужения пономари должны чётко распределить свои обязанности. Пономарь, готовящий кадило, следит за тем, чтобы оно было готово вовремя. Это нужно для того, чтобы не задерживать диакона (или священника) и не нарушать ход Богослужения.

6. П риготовить Богослужебные просфоры, их должно быть 5 (Агничная – самая большая, Богородичная – с изображением Богородицы, Девятичастная – тоже большая и ещё две заздравная и заупокойная (они бывают поменьше). Более подробно о просфорах можно посмотреть на странике “Проскомидия” http://hramiliya1787.ru/index.php?page=proskomidiya .

7. П риготовить вино для Литургии (если вино только что открытое, то необходимо влить в него немного св. воды , если священник сам будет это делать значит нужно приготовить св. воду в ковшике) .

8. П роверить все свечи используемые для Богослужения (чтобы у всех были обозжённые фитильки).

9. К адило подаётся диакону или священнику всегда готовое. ( Дьякону десница (рука) не лобызается (не целуется) ). Г отовое кадило — это кадило с находящимся в нём горящим углём, на котором аккуратно лежит ладан (если уголь лежит давно, и верхняя сторона прогорела, достаточно будет перевернуть его на обратную сторону — он разгорится, как новый) .

10. Н еобходимо следить за тем, чтобы в сосуде для ладана всегда находилась маленькая лжица.

11. К адило подают и забирают у диакона на Горнем месте (левой рукой), предварительно перекрестившись и поклонившись на Горнее место, предстоятелю и диакону.

12. О ткрытие Царских врат: один пономарь подходит к Царским вратам с северной стороны, другой — с южной, и, не спеша, одновременно отверзают. Подходят к Горнему месту, крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу (при архиерейском служении Царские врата отверзают не пономари).

Предлагаем ознакомиться:  молитва пантелеймону целителю

13. З аписки читать с усердием и благоговением после благословения священника. После прочтения записки складывают перевёрнутыми, дабы было понятно, что они прочитаны.

14. С одержать умывальные приборы в чистом и опрятном виде, полотенце своевременно менять.

15. С тарший пономарь следит за наличием запасов кадильного угля, ладана, лампадного масла и пр., что необходимо для богослужения. Заранее сообщает настоятелю о необходимости пополнения запасов.

16. С воевременно готовить и менять облачение священников, алтаря и покровцы.

17. С воевременно менять или выкладывать праздничную икону в храме.

18. П еред большими празниками обычно совершается “генеральная” уборка, к которой добавляется чистка семисвешника, подсвечников, кадила, паникадила, замена свечей подготовка облачения для алтаря и плюс простая уборка.

С тихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы. Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей.

По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием. Для диаконов и низших клириков – это верхнее богослужебное облачение, для священников и епископовстихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником, поверх которого надеваются прочие ризы. Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов.

На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиваются полосы цветной материи или парчи, которые символизируют узы, связывающие Спасителя, ведомого на суд, кровавые язвы, полученные Им во время пыток, и ярем или иго Христово, которое несут на себе служители церкви. На спине изображается крест, символизирующий Крест, который нес Спаситель на спине Своей на Голгофу.

Б лагословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения.

Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: “Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей”, затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.

Складываем стихарь

1. Укладываем стихарь на спину с развёрнутыми рукавами.

2. Склдываем левую сторону стихаря от плеча на право (стороны приведены условно, это не принципиально).

Предлагаем ознакомиться:  Молитва на Троицкую родительскую субботу

3. Складываем рукав пополам.

4. Складываем правую сторону на лево.

5. Складываем рукав.

6. Складываем сложенный стихарь пополам (подол к воротнику).

7. Складываем ещё раз попалам. Получается вот так.

8. Переворачиваем стихарь воротником вверх. Можно брать и идти под благословение. После благословения лобызается (целуется) крест на спине и благоговейно одевается.

ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины.

Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый).

Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

П одрясник — нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.

Существует несколько разновидностей покроя подрясников (греческий, русский и др.): разрез может быть до низу или только до пояса, и справа и слева, воротник может застёгиваться внахлёст, а может только прихватываться крючками, может иметь дополнительные карманы на груди, может иметь карманы только с боков, а может и совсем без карманов быть и т. д.

Чаще всего подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами, ушитое в талии, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.

Благословение на ношение подрясника можно взять у настоятеля храма, НО служить в подряснике Вы сможете, только в своём храме и не на архиерейской службе.

Благословение у архиерея на ношение подрясника берётся, только в том случае если настоятель Вашего прихода благословляет подойти к архиерею с этой просьбой. После архиерейского благословения алтарник получает право ношения и служения в подряснике везде.

Всё выше сказанное происходит с ведома и по благословению духовника, а не самочинно.

Источник: https://122plus.ru/molitva-odeyanie-stikharya/

Облачения священнослужителей – МолитвослоВ

Молитва на облачения стихаря

«Не напрасно святая Церковь усвоила благолепие и славу архиереям, священникам и диаконам, облекая в великолепие одежд священных – ибо они подобают их сану. Священники носят сан Самого Христа…» Так писал об облачениях священников святой праведный Иоанн Кронштадтский, видя в священных одеждах глубокий символический смысл.

В Ветхом Завете Самим Господом были установлены правила для облачения священнослужителей, служащих в Скинии – храме, который сделал Моисей во время странствования израильтян в пустыне.

Священные одежды не только должны были отличать служителей храма от всего народа, но и символизировать их служение, духовную жизнь, состояние их сердца, души и ума…

Являясь выражением материального и духовного миров, церковные облачения являются святыней и зримым образом Божественной Славы: «И принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись».
Не сшитый, а весь тканый сверху хитон Христа стал символом единства Церкви — Тела Христова.

Священник есть воин Божий, и каждая деталь одежды означает готовность к сражению с духами тьмы, а также призвание к охранению от них и своей паствы.

В Православной Церкви в церковных облачениях сохранились лишь некоторые детали одеяния ветхозаветного, но смысл и предназначение остались неизменными.

По церковному уставу, в облачение священнослужителей высшего чина всегда входит облачение низших.Следуя правилам облачения, в начале одевают одежды, присвоенные низшему чину.

Так, диакон сначала надевает стихарь – длинную одежду без разреза спереди и сзади с широкими рукавами.

Стихарь знаменует чистую и спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость.

Священнослужитель, облачающийся на литургии в стихарь, произносит молитву: «Возрадуется душа моя о Господе: ибо облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня».

Подобное состояние духовной радости должно быть присуще всем участникам богослужения, поэтому все — от диакона до епископа — облачаются в стихарь.

Затем диакон надевает узкие нарукавники, именуемые поручами.
Поручи означают, что священнослужители, совершая Таинства или участвуя в их совершении, выполняют это не собственными силами, а силой и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы или веревки на руках Спасителя во время Его страданий.

В символическом толковании диаконы изображают собой ангелов — херувимов и серафимов, и в этом смысле ангельские крылья символизирует орАрь. Это длинная широкая лента, означающая благодать Божию, которую диакон получил в Таинстве священства. Диакон прикрепляет орарь на левое плечо поверх стихаря.

Иерей или священник сначала облачается в диаконские одежды – подризник – это стихарь в несколько измененном виде; поручи, а затем — в иерейские. Основным отличием которых являются: епитрахиль, пояс и фелонь.

Риза или фелонь надевается священником сверх других одежд. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен Спаситель во время своих страданий.

Епитрахиль по своему значению то же что орарь у диакона. Эта широкая лента складывается вдвое так, что, огибая шею, спускается спереди вниз двумя концами, соединенными между собой. Эта часть облачения знаменует особенную благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон – без ораря.

Епископ сперва облачается в одежды диакона, потом в одежды иерея и затем уже — в принадлежащие ему как епископу. Риза у епископа заменяется саккосом. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Омофор это длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами.

Он возлагается на плечи епископа и символизирует заботу о спасении верующих подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

Первый епископский омофор был, по преданию, соткан собственноручно Девой Марией для праведного Лазаря. Богородица посетила его на Кипре, где он тридцать лет служил епископом после того, как его воскресил Господь.

Омофор, или мафорий изображают на иконах как часть одежды Пресвятой Богородицы. Эта часть облачения символизирует заботу и молитвенное заступничество Божией Матери за всех христиан.
Эта традиция своими корнями уходит в историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

В X веке во время нашествия язычников на Константинополь, верующие молились Небесной Владычице о спасении своего города во Влахернском храме.

И в это время святой Андрей Юродивый увидел, как Пресвятая Богородица сняла со Своей головы покрывало и простерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов. Это и был Ее мафорий.

В песнопении праздника Покрова Пресвятой Богородицы христиане просят: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным твоим омофором».

Иерарх, одеваясь священными одеждами знаменует всесвятое воплощение сына Божия.
Блаженный Симеон Солунский

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/oblacheniya-svyashhennosluzhiteley.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.