Молитва духа в исламе

Духа намаз

Молитва духа в исламе

  • Время наступления и окончания Духа намаза.
  • Количество ракаатов молитвы “ад-духа”
  • Хадисы о достоинстве Духа намаза.

Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих различными видами поклонения, за которые Он уготовил им великую награду.

посланник Аллаха ﷺ помимо сунны пятикратных намазов, в разное время дня совершал и другие дополнительные намазы. Одним из таких намазов, является духа-намаз.

Духа намаз является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад ﷺ делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада).

Пророк ﷺ сказал:

أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال “يُصبح على كل سُلامى من أحدكم صدقة ، فكل تسبيحة صدقة، و كل تحميدة صدقة، و كل تهليلة صدقة، و كل تكبيرة صدقة، و نهي عن المنكر صدقة، و يُجزي من ذلك ركعتان يركعُهُما من الضحى”. رواه مسلم 

«С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садака (милостыню)! Каждое прославление Аллаха (субханаллах) есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха (альхамдулиллях) есть милостыня.

Каждое произнесение слов «ля иляхаилляллах» – милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) –милостыня. Побуждение к одобряемому  – милостыня и удержание от порицаемого –  это тоже садака (милостыня).

Но всё  это могут заменить собой два ракаата дополнительного  намаза-духа!» (Муслим).

Слова «ад-духа» “ضحى” имеет несколько значений: Первое его значение – это первая половина дня до полудня, утро. Всевышний Аллах в Коране говорит: 

كَأَنَّهُمْ يَوْمَ يَرَوْنَهَا لَمْ يَلْبَثُوا إِلَّا عَشِيَّةً أَوْ ضُحَاهَا 

«В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро» (сура «ан-Назиат», 46 аят). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира). 

Вторе его значение – это сияние солнца. В Коране сказано: 

وَالشَّمْسِ وَضُحَاهَا 

«Клянусь солнцем и его утренним сиянием» (сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира). 

И третье значение дневной свет, день. Аллах говорит в Коране:

وَأَغْطَشَ لَيْلَهَا وَأَخْرَجَ ضُحَاهَا 

 «Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет» (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: «т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «т.е. сияние дня». («Тафсир» ат-Табари).

Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня. 

Время наступления и окончания Духа намаза

Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня.

 Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя примерно двадцати минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня (т.е до зенита). Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню.

 На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).

В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом ) и не поднимется на высоту копья (румх) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).

Количество ракаатов молитвы “ад-духа”

В нафиль (добровольных) намазах нет какого ограничения по количеству ракаатов. Как и другие нафиль намазы, духа-намаз может состоять из двух, четырех, шести и более ракаатов.

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ иногда совершал по два, иногда по четыре, а иногда и по восемь ракаатов.

Аиша (радыйаллаху анха) сказала: «Посланник Аллаха ﷺ совершал духа-намаз по четыре ракаата, давая салям после каждых двух ракаатов. А иногда увеличивал число ракаатов» (Муслим)

Хадисы о достоинстве Духа намаза

Посланник Аллаха ﷺ постоянно совершал духа-намаз, и разъяснив своим сподвижникам достоинства этого намаза, побуждал их сделать его неотъемлемой частью их жизни. Среди тех, кто постоянно совершал духа-намаз, были посланник Аллаха ﷺ, его жены, члены его семьи, асхабу суффа, и другие сахабы.

Абу Хурайра, относившийся к числу асхабу-суффа, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ рекомендовал мне три вещи, от которых я не откажусь никогда в жизни.

Это – соблюдение трех дней поста каждый месяц, ежедневное совершение двух ракаатов духа-намаза, и совершение перед сном, витр намаза» (Бухари, Муслим). 

Духа-намаз, играет важную роль в том, что касается духовного приближения к Аллаху Всевышнему. Одной из особенностей этого намаза является то, что он является причиной прощения некоторых грехов.

В риваяте, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто будет совершать два ракята духа-намаза, Аллах Всевышний простит все грехи, даже если их будет так же много, как пены в море» (Тирмизи, Салят, 346) В другом хадисе говорится: «В Раю есть ворота, именуемые «Духа». В судный день глашатай воззовет: «Где те, кто совершал духа-намаз? Это ваши ворота, входите в них с милостью Аллаха»

Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад)

В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха

Источник: http://islam.kz/ru/articles/azbuka-islama/stolpy-islama/molitva-namaz/duha-namaz-1054/

Молитва в исламе – Русская историческая библиотека

Молитва духа в исламе

Пророк Мухаммед придавал большое значение молитве для обращения людей в ислам. Молитва упоминается в первых откровениях Корана, что доказывает ее древнее происхождение.

Коран настаивает на ее обязательности и недвусмысленно порицает всякую небрежность в ее отношении.

Отсюда и ограничения, касающиеся вина, в конечном счете приведшие к запрещению его употребления (сура 4, стих 46: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны…»).

Но мусульманская молитва в ее современной форме была, вероятно, предписана только после хиджры под влиянием древнееврейского ритуала. До того считалось заслугой знать наизусть много стихов Корана, проявлять благоговейное бдение.

«Поистине, Господь твой знает, что ты простаиваешь меньше, чем две трети ночи, и половину ее и треть; и люди из тех, что с тобою» (сура 73, стих 20). Но это – идеал.

В действительности же, в мекканский период, если судить только по тексту Корана, хороший мусульманин, видимо, мог удовольствоваться верой в бога и отказом от культа идолов. Кажется, что он не должен был соблюдать какие-либо определенные обряды.

Пять ежедневных мусульманских молитв

Приверженец ислама должен совершать ежедневно пять молитв: на заре (салят ас-субх или аль-фаджр), в полдень (салят аз-зухр), во второй половине дня (салят аль-аср), при заходе солнца (салят аль-магриб) и в начале ночи (салят аль-иша).

По поводу такого числа молитв встречаются объяснения в легендах. Когда Мухаммед совершал свое ночное вознесение на небеса (исра), он получил от аллаха повеление предписать правоверным молиться по пятьдесят раз в день.

После беседы с аллахом Мухаммед встретил Моисея, и тот, находя чрезмерным такое количество молитв, несколько раз посылал его к аллаху, который, наконец, согласился сократить число молитв до пяти.

В одном хадисе рассказывается о том, как архангел Джабраил спускался пять раз в один день, чтобы сотворить обрядовую молитву в присутствии Мухаммеда, который следовал его примеру.

Исламовед Хутсма на основании некоторых стихов Корана предполагает, что сначала было только три молитвы, из которых две потом разделились каждая на две отдельные молитвы. Гольдциер предполагает иранское влияние. Из всего сказанного видно, что число молитв не было определено при жизни Мухаммеда, и точная датировка установления их затруднительна.

Пять ежедневных молитв обязательны для всякого взрослого и находящегося в здравом уме мусульманина. Больные освобождаются от молитв, но должны совершить их после выздоровления. Тот, кто по своей воле пренебрегает молитвой, считается неверным (кафиром).

Очищение перед молитвой

Молитвы предполагают некоторые предварительные условия. Так, прежде чем приблизиться к богу, верующий должен очиститься – этот обряд заимствован, вероятно, у мединских евреев. Вот какие слова приписывает Мухаммеду священное предание: «Чистота – половина веры».

Мусульманское право различает две степени ритуальной нечистоты: малая нечистота (хадас), происходящая от прикосновения к чему-либо нечистому, от удовлетворения естественных потребностей и т. п.

; большая нечистота (джанаба), возникающая врезультате половых сношений, ночных поллюций, менструации, родов.

Этим двум состояниям соответствуют два вида очищений (тахары) – обычное омовение (вуду), которое всегда должно предшествовать молитве: водой, чистой с точки зрения шариата, правоверный обмывает себе лицо, руки до локтей, проводит по голове смоченной правой рукой, обмывает ноги (сура 5, стих 8).

В случае отсутствия воды можно заменить ее песком (таяммум – очищение посредством чего-либо сыпучего) (сура 5, стих 9). Большая нечистота требует полного, тщательного обмывания всего тела, включая волосы, обязательно водой. Следует заметить, что всякое загрязнение, происшедшее во время молитвы, делает ее недействительной.

Кроме того, тело молящегося должно быть покрыто одеждой в соответствии с законом; женщины открывают лицо и руки.

Необязательно совершать молитву в мечети. Можно выполнять эту обязанность дома или даже на открытом воздухе, только не на могилах и не в нечистых местах (на бойнях и т. п.).

Составные части исламской молитвы

Молящийся сначала обращает свое лицо к Мекке (кыбла).

Затем проверяет, не загрязнена ли почва, и ограничивает на ней пространство, на котором он будет во время молитвы отделен от внешнего мира; такое ограничение производится обычно автоматически, с помощью ковра (саджжада). После этого молящийся шепотом или вслух излагает свое намерение (нийя) совершить такую-то молитву (утреннюю или другую).

Ритуальная молитва состоит из следующих элементов. Верующий

1. Стоя, подняв руки до уровня плеч, молящийся произносит слова «Аллах акбар» («аллах превелик»), которые составляют такбир аль-ихрам.

2. Продолжая стоять и вложив левую руку в правую, молящийся читает «Фатиху», первую суру Корана.

3. Молящийся склоняется так, чтобы ладони коснулись колен (руку).

4. Выпрямляется (итидаль) и поднимает руки, произнося: «Аллах слушает того, кто воздает ему хвалу».

5. Опускается наземь, сначала став на колени, затем приложив к земле ладони и, наконец, распростершись так, что касается земли носом (суджуд), – кульминационный момент молитвы.

6. Присаживается, не вставая с колен (джулус или кууд),

7. Простирается опять (второй суджуд).

Этот ряд положений, начиная с произнесения «Фатихи», составляет один ракат. Молитвы, совершаемые в полдень, во второй половине дня и ночью, включают в себя по четыре раката. Те же, которые совершаются на утренней и вечерней заре, состоят первая из двух, а вторая из трех ракатов.

Последовательные положения мусульманина во время молитвы

После второго суджуда молящийся садится, поджав ноги, и произносит последовательно: формулу исповедания веры (шахаду), которую надлежит повторять после каждых двух ракатов, затем особую молитву за Пророка и, наконец, формулу: «Да будет на вас благодать и милосердие аллаха!», повторяемую дважды, сначала обратившись в правую сторону, а затем – в левую. Это – приветствие, обращенное к верующим и ангелам-хранителям. Это формула десакрализации (таслим ат-тахлиль). Она кладет конец состоянию, создаваемому начальной формулой: «Аллах превелик».

На этом молитва кончается. Небесполезно обратить внимание на то, что она не содержит никакой просьбы.

Что же касается ее частностей, то они послужили причиной споров между представителями различных юридических систем (мазхабов).

Например, нужно ли произносить ее тихо или громко? Каково точно определенное положение рук и ладоней? В последнем пункте шииты расходятся с суннитами. Находящимся в пути разрешается сокращать положенные пять молитв.

Необязательные молитвы

Кроме этих канонических молитв, некоторые совершают еще другие, необязательные молитвы. Самая известная из них – ночная молитва (салят аль-лейль и в Коране тахаджжуд). Не следует смешивать ее с последней из пяти ежедневных молитв. Эта ночная молитва не может не вызвать мысли о христианских бдениях (в их древней форме).

Весьма вероятно, что этот благочестивый обряд усердно совершался в раннюю пору ислама (вспомним ночные бдения Мухаммеда) и утратил свой обязательный характер после установления пяти канонических молитв. Тем не менее ночная молитва сохраняется до сих пор и особенно принята в течение месяца рамадана.

Другая необязательная молитва – уитр (нечет) состоит в добавлении одного раката к четному числу ракатов ночной молитвы.

Следует упомянуть также о молитвах, совершаемых от избытка благочестия (нафль, татавву), и о молитвах, которые вызываются особыми обстоятельствами: при затмениях (кусуф, хусуф), о ниспослании дождя (истиска), специальные молитвы в два годовых канонических праздника, молитва об исполнении желания (салят аль-хаджа), молитва, предшествующая принятию важного решения (истихара).

Молитва за умерших (салят ала-ль-мейит, салят аль-джиназа) является долгом по отношению к каждому умершему мусульманину. Однако обязательность ее оспаривалась в случае, если умерший был несостоятельным должником или самоубийцей. Имам становится в головах носилок, когда хоронят мужчину, и в ногах, когда хоронят женщину.

Изложив свое намерение (нийя), он прочитывает четыре такбира с поднятыми руками. После первого такбира он читает «Фатиху», после второго – молитву за Пророка, после третьего – моление (дуа) о снисхождении к умершему, после четвертого – моление о снисхождении к присутствующим. Церемония заканчивается двумя таслимами.

Относительно места этой молитвы мнения расходятся: ее совершают либо в доме умершего (так бывает, например, на острове Ява), либо в мечети, либо на кладбище. В Северной Африке покойника несут на кладбище с пением поэмы «Бурда». «Немалое удивление должны вызвать у арабиста первые двадцать, стихов этой поэмы.

Она посвящена восхвалению Пророка, но начало ее, как и начало большинства арабских касыд (од), использовано поэтом для того, чтобы оплакать уход его возлюбленной» (Дуттэ). Умершего, завернутого в саван, кладут в могилу.

Каноническая молитва читается индивидуально, но рекомендуется совершать ее при собрании верующих, предпочтительно в мечети, при любом числе присутствующих. Молящиеся становятся правильными рядами (женщины – позади).

Этой совместной молитвой (джамаа) руководит имам, и все тщательно воспроизводят те позы, которые он принимает согласно ритуалу. Такая молитва обязательна по пятницам (салят аль-джума). Она совершается в полдень и заменяет салят аз-зухр.

По учению шафиитов, нужно по крайней мере сорок верующих, чтобы эта молитва имела силу (женщины в ней не участвуют).

Coстоит она из проповеди (хутба) и двух ракатов; принято совершать еще два раката перед проповедью! Такая проповедь первоначально произносилась халифом или его представителем, но затем их сменили профессиональные проповедники (хатибы).

Мечеть как место для молитвы

Мусульмане не обязательно отдыхают по пятницам. Мечеть (масджид – «место, где простираются ниц») – это зал для молитвы со сводами, опирающимися на колонны; в глубине этого зала, посредине стены, ниша с более или менее богатыми украшениями (михраб) указывает направление к Мекке (кыбла), совершенно необходимое для того, чтобы молитва имела силу.

Имам становится перед этим михрабом. Рядом с михрабом наводится кафедра (мимбар) для проповедника. На специальном возвышении помещаются официальные чтецы Корана во время торжественных богослужений.

С противоположной михрабу стороны находится двор (сахн); с внутренней стороны, вдоль окружающей его стены, обычно имеются крытые галереи с отделениями, где совершается обряд омовения. Прототипом мечети, вероятно, послужил двор в доме Пророка; в одном конце его строение вроде сарая служило приютом для верующих.

Не приходится сомневаться, что на устройстве мечетей сказалось влияние христианских соборов, многие из которых были приспособлены для отправления религиозного культа арабов-победителей.

В одном из углов мечети высится минарет, с которого муэдзин (чаще всего слепой, чтобы он не мог подглядеть тайн дворов и террас) пронзительно выкрикивает нараспев призыв (азан) к пяти ежедневным молитвам.

У правоверных азан состоит из следующих обращений: «Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме аллаха! Свидетельствую, что Мухаммед – посланник аллаха! Идите на молитву! Идите ко спасению! Аллах превелик! Нет божества, кроме аллаха!» Такие восклицания повторяются много раз; количество повторений различно в зависимости от мазхабов. В шиитский азан между пятым и шестым обращениями введено следующее: «Идите к лучшему из дел!» Наличие такого обращения свидетельствует о водворении шиизма в данном районе.

Источник: http://rushist.com/index.php/islam/3539-molitva-v-islame

Намазы нафль: виды и порядок чтения дополнительной молитвы в исламе

Молитва духа в исламе

Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).

Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.

1. Тахаджуд

Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша).

В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи.

Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».

Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.

2. Духа

Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.

3. Молитва омовения

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела.

В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.

), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.

4. Намаз приветствия мечети

Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там.

Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву.

Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.

Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.

Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:

  • Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
  • В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
  • Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.

5. Намаз истихара

Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.

В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).

После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:

«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым.

Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»

Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ.

Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».

6. Молитва хаджат

Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата.

Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси».

Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».

Да примет Аллах ваши молитвы!

Источник: https://Islam.global/verouchenie/namaz/dopolnitelnye-molitvy-vidy-i-poryadok-soversheniya/

Как и когда совершать духа намаз? Достоинство и время намаза духа

Молитва духа в исламе

Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих различными видами поклонения, за которые Он уготовил им великую награду.

посланник Аллаха ﷺ помимо сунны пятикратных намазов, в разное время дня совершал и другие дополнительные намазы. Одним из таких намазов, является духа-намаз.

Духа намаз является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад ﷺ делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада).

Пророк ﷺ сказал:

أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال “يُصبح على كل سُلامى من أحدكم صدقة ، فكل تسبيحة صدقة، و كل تحميدة صدقة، و كل تهليلة صدقة، و كل تكبيرة صدقة، و نهي عن المنكر صدقة، و يُجزي من ذلك ركعتان يركعُهُما من الضحى”. رواه مسلم 

«С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садака (милостыню)! Каждое прославление Аллаха (субханаллах) есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха (альхамдулиллях) есть милостыня.

Каждое произнесение слов «ля иляхаилляллах» – милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) –милостыня. Побуждение к одобряемому  – милостыня и удержание от порицаемого –  это тоже садака (милостыня).

Но всё  это могут заменить собой два ракаата дополнительного  намаза-духа!» (Муслим).

Слова «ад-духа» “ضحى” имеет несколько значений: Первое его значение – это первая половина дня до полудня, утро. Всевышний Аллах в Коране говорит: 

كَأَنَّهُمْ يَوْمَ يَرَوْنَهَا لَمْ يَلْبَثُوا إِلَّا عَشِيَّةً أَوْ ضُحَاهَا 

«В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро» (сура «ан-Назиат», 46 аят). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира). 

Вторе его значение – это сияние солнца. В Коране сказано: 

وَالشَّمْسِ وَضُحَاهَا 

«Клянусь солнцем и его утренним сиянием» (сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира). 

И третье значение дневной свет, день. Аллах говорит в Коране:

وَأَغْطَشَ لَيْلَهَا وَأَخْرَجَ ضُحَاهَا 

 «Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет» (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: «т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «т.е. сияние дня». («Тафсир» ат-Табари).

Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня. 

молитва мусульман — Аль-Фатиха (открывающая)

Молитва духа в исламе

Четверть населения нашей планеты исповедуют ислам, согласно которому истинные верующие обязательно должны совершать намаз не менее 5 раз в день.  молитва мусульман соединяет человека и Аллаха. Через нее человек воссоединяется с Пророком, укрепляется в вере и просит прощения за земные грехи.

Правила совершения молитвы

Перед тем как приступить к намазу, человек должен провести обряд омовения и предстать перед Аллахом абсолютно чистым. Для этого женщины проводят инстинджу, а мужчины истибру, т. е. обмывание половых органов от нечистот. Различают полное и неполное омовение.

Если очищение происходит непосредственно после выхода из туалета — это малое омовение. Если у женщины критические дни или недавно были роды, следует провести полный обряд очищения. То же самое касается мужчин, которые были в связи с женщиной.

Далее нужно проделать следующее:

  1. Подготовить коврик или любую другую абсолютно чистую вещь, на которую можно встать коленями. Помещение, в котором совершается намаз так же должно быть тщательно убрано.
  2. Одеться в одежду, которая будет закрывать тело. Мужчинам нельзя держать открытой зону от пояса до колен. Женщинам разрешено лишь оставить открытыми лицо и кисти рук.
  3. Повернуться лицом в сторону Востока или туда, где должна быть страна Саудовская Аравия. Ведь именно там находится Мекка.
  4. Женщины проводят намаз отдельно от мужчин. Если это невозможно женские молитвы произносятся «про себя», чтобы мужчина не отвлекался от общения с Аллахом.
  5. Нельзя молиться под воздействием алкоголя или других одурманивающих средств. Во многих странах наркотические вещества и алкогольные напитки — это грех (харам).

Каждое чтение молитвы совершается в строго установленное время. Об этом извещает с мечети мулла. Если нет возможности услышать муллу, можно узнать точное время в интернете. Для этого сейчас разрабатываются специальные программы. В других случаях молиться следует:

  • утром, но не на восходе солнца — иртэнге. Эта молитва символизирует рождение, детство и юность верующего;
  • в полдень — ойле. Зрелость и опыт;
  • после обеда, ближе к вечеру — икенде. Эта молитва говорит о том, что земная жизнь коротка, нужно всегда быть готовым к встрече с Аллахом;
  • на закате солнца — ахшам. Символизирует уход из земной жизни;
  • в сумеречное время — ясту. Последняя молитва напоминает о том, что всё, в конце концов, превратится в прах.

Самой сильной молитвой считается та, которая совершена непосредственно в мечети, но можно молиться и дома с Кораном в руке. Стоит помнить, что хранить священную книгу необходимо выше других предметов.

Намаз — это очень сложный обряд, который сопровождается поклонами, поворотами и движениями рук. Чтобы правильно молиться, знать все тонкости этого ритуала, нужно приучаться к нему с детства.

Если же человек только недавно принял ислам, ему нужно попросить старейшин обучить его всем нюансам этого священного действия.

Желательно первоначально произносить слова и проводить последовательные действия под руководством имама.

молитва

В каждом намазе произносится главная молитва Аль-Фатиха (открывающая книгу). Она находится в самой первой суре Корана и состоит из 7 аятов. Если перевести ее на русский язык, она будет начинаться так: «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!».

Впервые эти молитвенные слова произнес Мухаммед 1 350 лет назад, и с той поры считается, что эта сура самая полезная, глубокая и всесторонняя. Читая её, человек понимает, что Бог един. Эта молитва — восхваление Милосердного и просьба о наставлении на путь истинный. А также это предостережение от совершения грехов. Аллах всегда карает тех, кто ведет неправедную жизнь.

Также здесь можно узнать истории тех людей, которые не повиновались, не верили в Господа и поплатились за это. Поэтому Аллах призывает молиться ему и просить о помощи, так как каждый человек нуждается в поддержке свыше. Если ежедневно произносить молитвенные слова Аль-Фатиха, то в миру можно обрести счастье и гармонию.

Известно много случаев, когда открывающая молитва спасала людей. У одного мусульманина неожиданно начался приступ эпилепсии. Тогда рядом находившиеся люди прочитали главную молитву, и человек выздоровел.

Другая история рассказывает о том, как одного сумасшедшего буйного мусульманина держали на цепи. Когда 3 дня подряд ему были прочитаны священные слова суры, больной обрел разум.

Пророк говорит, что в этих словах есть особое лекарство.

В случае большой нужды нужно прочитать все слова суры от начала до конца, и если Аллах пожелает, нужда навсегда покинет этого человека.

Если ты заболел или не можешь решить какие-то проблемы, всегда поможет главная молитва мусульман. Любой верующий должен обязательно знать эту суру и читать ее ежедневно в мечети или в одиночестве.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1191363078151473175/glavnaya-molitva-musulman---al-fatiha-otkryvayuschaya/

Желательные молитвы | Путеводитель мусульманина

Молитва духа в исламе

Обязанностью мусульманина является совершение только пяти обязательных молитв.

Вместе с тем Шариат побуждает мусульманина совершать также желательные молитвы, потому что они помогают рабу Аллаха снискать Его любовь и восполняют упущения, сделанные во время обязательных молитв.

Желательных молитв много. Важнейшие из них таковы:

  1. Молитвы-сунны (сунан ар-раватиб)

Это молитвы, совершаемые перед или после обязательных молитв и как будто привязанные к ним. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершал в течение дня двенадцать дополнительных рак‘атов, тому за это будет построен дом в Раю» (Муслим, 728).

Подразумеваются:

1- Два рак‘ата перед молитвой-фаджр.

2- Четыре рак‘ата перед молитвой-зухр, и два рак‘ата после молитвы-зухр.

3- Два рак‘ата после молитвы-магриб.

4- Два рак‘ата после молитвы-‘иша.

Эта молитва названа так потому, что число её рак‘атов нечётное. Это лучшая из желательных молитв. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте витр, о приверженцы Корана!» (Тирмизи, 453; Ибн Маджа, 1170). Лучшее время для совершения витра — конец ночи. Однако мусульманин может совершать её в любое время между молитвой-‘иша и рассветом.

Наименьшее число рак‘атов витра — один рак‘ат, а лучше чтобы их было не меньше трёх, однако человек может совершать столько рак‘атов, сколько пожелает. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал одиннадцать рак‘атов.

Основой в дополнительных молитвах является произнесение таслима после каждых двух рак‘атов. Витр совершается так же, однако когда человек соберётся завершить молитву, он должен совершить в конце один рак‘ат.

После выпрямления после поясного поклона и перед земным поклоном в этом последнем рак‘ате человек должен произнести соответствующие слова поминания, передаваемые от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), после чего поднять руки и обратиться к Всевышнему Аллаху с мольбой о чём пожелает. Это называется кунут.

Известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то совершал кунут после последнего поясного поклона утренней молитвы в течение месяца, обращаясь к Аллаху с мольбой против племён, которые причиняли зло мусульманам.

Чем больше смирение человека во время молитвы и чем дальше он от отвлекающих факторов, тем выше его степень и тем больше его награда.

Молитва — мольба о ниспослании дождя (салят аль-истиска)

Это молитва, которую Всевышний предписал совершать, когда начинается засуха, причиняющая людям вред, и дожди почти не выпадают. Эту молитву предписано по возможности совершать на открытых пространствах, хотя разрешается совершать её и в мечети.

Для совершения этой молитвы верующим предписано выходить смиренными, преисполненными благоговейного страха перед Всевышним, устремившись к Нему всем сердцем и раскаиваясь перед Ним. Молитву эту следует предварять действиями, способствующими обретению милости Аллаха: испрашиванием прощения, заглаживанием обид, раздачей милостыни, благодеянием по отношению к людям и т. п.

Описание

Эта молитва, подобно праздничной молитве, совершается в два рак‘ата. При этом предписано произносить несколько такбиров в начале каждого рак‘ата. В первом рак‘ате произносится шесть такбиров помимо открывающего такбира, а во втором — пятью помимо такбира, который произносится во время подъёма после совершения первого рак‘ата.

После молитвы произносятся две проповеди-хутбы, в которых верующий многократно испрашивает у Аллаха прощения и истово взывает к Аллаху с мольбами.

Молитва — испрашивание дождя на территории Мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине.

Это молитва, которую предписывается совершать мусульманину, если он собирается сделать что-нибудь, не зная при этом, благом обернётся для него это действие или злом.

Ему желательно совершить молитву в два рак‘ата, а после неё обратиться к Аллаху с мольбой, которой Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил своих сподвижников: «О, Аллах! Вот я прошу Тебя о благе через Твоё знание и о способности через Твоё Могущество и прошу из Твоей великой милости, ибо поистине, Ты обладаешь могуществом, а я не обладаю, и Ты знаешь, а я не знаю, и Ты — Знающий сокровенное. О Аллах, если, согласно Твоему знанию, это дело [здесь называется дело] станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели его мне, облегчи его для меня и сделай его благодатным для меня. Если же, согласно Твоему знанию, это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то отврати его от меня, отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом внуши мне довольство им» (Аллахумма, инни астахиру-ка би- ‘ильми-ка, ва астакдиру-ка би-кудрати-ка ва ас’алю-ка мин фадли-ка-ль-‘азыми, фа-инна-ка такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри фа-кдур-ху ли, ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри фа-сриф-ху ‘ан-ни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лийа-ль-хайра хайсу кана, сумма арды-ни би-хи) (Бухари, 1162).

Как это прекрасно, когда раб Аллаха просит Его помочь ему сделать правильный выбор, который принесёт ему благо в этом мире и в мире вечном.

Молитва-духа

Она относится к числу желательных молитв, о которой сообщается, что за них полагается великая награда. Состоять эта молитва должна по меньшей мере из двух рак‘атов. Она совершается в период между подъёмом солнца над горизонтом на высоту копья после его восхода почти до отклонения солнца от точки зенита в полдень и наступления времени полуденной молитвы-зухр.

Речь идёт о солнечных и лунных затмениях, во время которых солнечный или лунный диск скрывается полностью или частично. Это одно из знамений Аллаха, свидетельствующих о Его могуществе и власти. Оно заставляет человека очнуться от своей беспечности и бояться кары Господней и надеяться получить награду от Него.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения не происходят из-за чьей-то смерти. Они принадлежат к числу знамений Аллаха и если увидите их, то поднимайтесь и молитесь» (Бухари, 993).

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.