Молитва батюшке амфитеатрову

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Молитва батюшке амфитеатрову

Наступает Великий пост.Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви,- лествица, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам.

Сумевший и успевший пройти твердой стопой по этой лествице способен принять в себя дары Святаго Духа и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения.

Каков же должен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души? Над решением этого вопроса человеку нет необходимости мудрствовать. Необходимые качества поста указаны в нынешнем Евангелии.

Первое условие нашего говения и христианского поста – незлобие души. Человеку гордому, человеку немиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста. Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем.

В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек – раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви.

Трезво и разумно проходит пред сознанием человека великость той цели, к какой он направил свою душу. Достижение этой цели обставлено величайшими качествами любви. На пути к этой цели желающему должным образом провести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким.

Кротость и уступчивость – это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами – это есть первое богоугодное начало поста христианского.

Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработать себе еще ценное добродетельное качество – снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам. Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личность другого человека.

Это есть тот грех, который губит любовь нашей души. Благо тому, кто во дни поста успеет сломать и сокрушить в себе этот грех и на его место водворит в душе благожелательность, дружескую услужливость и другие чистые и честные свойства Божественной любви. Таким образом, главное и первое условие поста – приобретение человеком любви к человеку.

Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святаго Духа.

Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися (Мф. 6, 16).

Лицемеры соблюдают правила поста и говения только напоказ людям, а не для Бога постятся. Они хотят, чтобы другие их считали постниками, а не для того, чтобы постом расположить свою душу к добрым делам и угодить Богу. Лицемерный пост оскорбляет Бога, отвращает Его любящее и правосудное око от человека.

Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными – душевными и телесными – подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. Очевидно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесное пощение. Здесь человек находится в ежеминутном соприкосновении с своей совестью.

Совесть постоянно напоминает человеку о смирении, о сокрушении сердца. Она постоянно показывает нашему сознанию душу в ее неприглядных положениях. Когда больной человек видит осязательно язвы на своем теле, очевидно, в нем является глубокое горе. Он скроет эту язву и не будет ее выставлять напоказ, как услаждение своего самолюбия.

Так и сознание духовного несовершенства есть первый шаг в стремлении его исправить.

Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастию, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство. Нас крестили младенцами в купели затем, чтобы мы попали в это Царство. Нас подводили к чаше Христовой только за этим.

Словом, молитва наша, и общественная и частная – одинокая, есть просьба этого Царства.Но чаще всего наша жизнь явно отрицает это стремление. У человека является в данном случае странное и непостижимое несогласие с самим собой. Это зависит от простой причины – от того, что многие из нас неясно, слабо и неопределенно представляют себе небесные блага и вообще душевные наслаждения.

А между тем это представление небесного и чистого и составляет для человека истинное блаженство, истинный источник воды живой, про который беседовал Иисус Христос однажды с женой самарянской (Ин. 4). Мы, привыкшие вести расчеты только с настоящей своей действительностью, похожи на людей, которые утоляют жажду мутной и гнилой водой.

Но это удовлетворение незаметно несет за собой ослабление и расстройство сил. Душа человеческая не может быть довольна настоящим, ограниченным, чувственным. Ей необходимо блаженство не на время, но навсегда. Когда мы истинно любим, нам хочется любить не на срок, но вечно, вечно – бесконечно.

Временное обладание – это эгоизм, чувство, недостойное человека, и есть не что иное, как животное услаждение чувств.

Когда мы смотрим на небо, на полные текущие весенние воды, на прекрасный луг, на шумящий лес, то всегда в душе является не столько радости, сколько томления. Душа чего-то ищет, куда-то стремится, облекается в думы и воспоминания, скорбит и изнемогает.

Мы слушаем вой бури, гром тучи, пение, музыку и испытываем то же самое – вместе и радость, и печаль.

Мало ли примеров, что люди плачут от самого прекрасного, усладительного пения? Что же все это значит? Это значит, что бессмертный дух наш, прикованный к страстной плоти, заключенный в беспорядок, суету и безобразие, слышит тогда стройный голос своей отчизны, видит, хотя неясно, неописанную красоту небесного блаженства, вспоминает свой нетленный, вечный рай.

Итак, самое лучшее и высшее наслаждение наших чувств есть явное указание на небесное наслаждение. Так нужно смотреть на все чувственные наслаждения; это суть подобия вечного блаженства и непреходящей радости; они – прямые или косвенные напоминания о нем и призывание к нашему вожделенному отечеству. Пусть каждый из нас поставит за необходимость стремление к высшим духовным наслаждениям.

В них, только в них и небо, и вечность, и рай, и самые люди как ангелы. Эти наслаждения чистые и святые; они успокоительно ведут человека посреди сени смертной: они вожделенное отечество нам подают, рая паки жителей нас сотворяя. Потому-то Спаситель в Евангелии, которое вы слышали, предупреждает: не ищите сокровищ на земле, ищите их в небе, ищите от неба указанным способом, ищите вечных благ, которых ни моль, ни ржа не истребляют, ни воры не крадут и не подкапываются под них (Мф. 6, 19).

Вот урок матери нашей Церкви в день прощания нашего с грехами и суетой. Не будем учениками рассеянными и ленивыми. Этот урок весьма важен для тех, кто хочет говеть и кто хочет поститься. Аминь.

***

Святая Церковь почти ввела нас в пречестные дни святой Четыредесятницы, “к очищению души и тела, к воздержанию страстей, к надежде воскресения”.

Дни начинаются великие, и богослужение Церкви изменяет свой обычный характер.В первой неделе поста Церковь устраняет обыкновенную светлую и боголепную торжественность своих обрядов, для того чтобы ощутительнее показать нам необходимость смиренномудренного покаяния в духовном сокрушении и в мысленной думе о потерянном рае, об утраченной каждым из нас сердечной невинности.

В первую седмицу Великого поста сладкогласные песнопения умолкают; взамен их чаще слышатся покаянные псалмы Давида и молитва святого Ефрема о том, чтобы Господь отъял от нас дух праздности, дух гордости и празднословия и дал нам дух чистоты, смиренномудрия, терпения и любви.

В древние времена в этот день собирались египетские пустынники для последней общей молитвы и, испросив друг у друга прощения и благословения, расходились, по окончании вечерни, по пустыням и келиям для уединенных подвигов в продолжение святой Четыредесятницы.

Монастырские ворота запирались до Вербного воскресенья, когда пустынножители возвращались в церковь, проведши, подобно Спасителю, сорок дней в пустыне – в посте и молитвах.Всегда Церковь повелевает благоговейное стояние в храме, но преимущественно в наступающую неделю. Знайте, что она положительно запрещает во время богослужения в эту неделю всякие разговоры.

Чтобы не развлекалось внимание, Церковь советует думать в это время о своих грехах, вспоминать про неминуемую для каждого смерть, вспоминать будущие радости для праведников и тяжелые муки для грешников.Посещая богослужение первой недели, вникайте в особенность его. Чтения и песнопения направлены к тому, чтобы человек сознал свой грех и обратился к Богу.

В первые пять дней поста сообщается история человеческого грехопадения. Грешит же человек всегда невоздержанием. Невоздержные Адам и Ева не могли вкусить плодов древа жизни; невоздержным христианам не послужит на пользу причащение Тела и Крови Господа.
В первые пять дней поста услышим мы грозный голос пророка Исаии против лицемерных постов и суеверного раскаяния.

Именем Бога говорит пророк: “Ненавидит душа Моя ваш пост и вашу праздность. Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу глаза Мои от вас; если умножите моление, не услышу вас, потому что руки ваши хищнические… Отымите лукавство от душ ваших, перестаньте лицемерить, научитесь делать добро, избавьте обидимого, приютите сироту, утешьте вдовицу”.

Вот в чем заключается истинный пост. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне. Разрешим всякий союз неправды… всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы…

И приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас. И еще: Не соплетай на друга твоего зла. Не враждуй на человека туне… Господь гордым противится, смиренным дает благодать.

Но особенное умиление и благочестивую настроенность в душе возбуждает канон покаяния, читаемый на повечерии… Весь он есть не что иное, как разговор человека с своей душой, с своей совестью…Итак, братия, по милости Божией, начнем пост.

Но будем поститься не телесно только, а главным образом духовно… Очистим свой ум бесстрастием, сердце – чистотой и волю – неуклонным исполнением своих христианских и человечески-потребных обязанностей.

Да послужит всем нам пост, о чем и молится Церковь, во освящение и просвещение, в крепость и здравие души и тела, в погубление лукавых помыслов, помышлений и предприятий. Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров
Перед началом Великого поста

О Посте / Проповеди

О посте нужно говорить только с теми, у кого уже есть некоторый духовный опыт.Сегодня много людей, тянущихся к вере, решают вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься, и особенно Великим постом.

При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета, от которой может быть и есть некоторая польза, но только для желудка, да и то весьма относительная.

А пост имеет смысл как воздержание Христа ради и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях.

И суть поста не в самом воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу.

Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в Великий пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом.

При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освобождающиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом или у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей.

Ведь даже если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет.

Так что каждому, вступающему в Великий пост, следует подумать, чего он хочет достигнуть и чем может себя ограничить ради Христа, ради своих ближних, и в конце поста дать себе трезвый отчет, что из этого выполнено.

Протоиерей Максим Козлов
Воздержание Христа ради

Из книги “400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни”

Протоиерей Глеб Каледа
Дорогие братья и сестры! К концу приближается Великий пост, и уже скоро мы с вами будем петь «Душеполезную скончавши Четыредесятницу…» Согласно церковному уставу, в конце поста перед Великим Четвергом, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю, страдания и Читать дальше…
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев
Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его.Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род.С той самой поры диавол Читать дальше…
Протоиерей Виктор Гранкин

Протоиерей Виктор Гранкин

Отверзи мне, Живодавче, двери Божественного покаяния! Приступим усердно ко Господу сил, очистим телеса и души от всякой скоромной пищи и разного рода вольностей зла. Воспоем Христу Спасителю и Жизнодавцу, призывающему всех людей через покаяние в Читать дальше…

Источник: http://pravpost.org/pro-post/58-protoierey-valentin-amfiteatrov-pravoslavnyy-post.html

Молитва святому валентину амфитеатрову

Молитва батюшке амфитеатрову

Религиозное чтение: молитва святому валентину амфитеатрову в помощь нашим читателям.

Есть на Ваганьковском кладбище место, где в любую погоду многолюдно. На участке №21, где находится воинское захоронение, лежат и останки отца Валентина (Амфитеатрова), одной из самых загадочных персон в истории страны и церкви. Верующие считают его святым, которого могут просить все и обо всем.

Отец Валентин (Амфитеат­ров), которого в народе называют просто батюшка, жил в конце XIX века, служил в московском храме и был необыкновенным, отзывчивым человеком. Настолько, что во всех концах Москвы люди знали: если тебе что-то очень нужно – совет, помощь или доброе слово, иди к отцу Валентину.

Говорят, когда к Иоанну Кронштадтскому приезжали паломники из Первопрестольной, тот отсылал их обратно: «У вас в Москве отец Валентин есть, к нему обращайтесь». По легенде, незадолго до смерти батюшка оставил предсказание: всех, кто придет на его могилку и попросит о помощи, он услышит и исполнит просьбу, не успеет человек отойти.

Так люди и идут – уже больше ста лет. Хотя точное место захоронения отца Валентина никому не известно. В годы репрессий могилу сровняли с землей, а позже устроили на этом месте братскую могилу, чтобы прекратить паломничество к отцу Валентину. Говорят, батюшка предвидел это и перед смертью просил похоронить себя как можно глубже.

Хотя могилка, про которую говорил Амфитеатров, все же есть. Даже две. Они находятся на территории мемориального комплекса буквально в метре друг от друга. У обеих всегда очереди. На одной стоит белый каменный крест, у его подножия горят поминальные свечи и лампады, лежат записочки с просьбами, обращенными к батюшке, стоят живые цветы.

Внизу табличка с надписью «Протоиерей Амфитеатров Валентин Николаевич. 1836–1908». Люди молятся, держатся за белый крест. Потом подходят к другой могилке, над которой возвышается крест деревянный.

Снова молятся, держатся, но уже за оградку – у подножия креста висит табличка «Просьба крест руками не трогать. Давайте вместе сохраним могилу батюшки». Пожилая женщина в платке истово прижимается к распятию головой и долго шепчет слова молитвы.

Потом разворачивается и. снова прикладывается уже к соседней плите с именами солдат.

– Белый крест – памятный, символический, – рассказала Евгения Викторова, правнучка отца Валентина. Она часто приходит на Ваганьковское, в храме Воскресения Словущего заказывает панихиду и ставит за упокой души прадеда свечи.

– В 90-м году мы с сестрой Любовью Николаевной установили его по благословению патриарха Пимена, чтобы было где помолиться о батюшке. Поставили с краю участка, не затрагивая воинский мемориал. Крест деревянный установили почитатели отца Валентина.

Они почему-то считают, что его останки находятся там. Скорее всего это не так, но я не против.

Пусть и не в мгновение ока, но чудеса с теми, кто пришел к отцу Валентину, случаются. Татьяна Никифорова, которая ходит сюда регулярно, узнала о батюшке всего три года назад. Однажды они с подругой гуляли по кладбищу, рассматривали памятники знаменитостей.

Встретили молодых ребят – те спросили дорогу к Амфитеатрову. «Это, наверное, артист?» – растерялись пенсионерки. В тот же вечер из любопытства они разыскали могилку отца Валентина и с тех пор бывают у нее постоянно.

Татьяна Владимировна вдруг стала замечать необычные вещи:

– У меня раньше была близорукость минус три, а теперь хожу без очков – спасибо батюшке. Внучка моя после кесарева сечения родилась, один глаз плохо открывался. Я отца Валентина о ней просила, глаз больше открываться стал. Вот подрастет – приведу ее к батюшке.

Молодая девушка в норковой шубе пришла на Ваганьковское в первый раз.

– Моей подружке он помог найти работу, – рассказывает она. – Сходила к отцу Валентину, помолилась – и сразу звонок из компании. Теперь она там одна из лучших сотрудников. А маме моей он место помог сохранить. Ее начальник выживал, она помолилась отцу Валентину, и этого человека в другой отдел перевели.

Правнучка батюшки Евгения Викторова тоже ощущает его помощь. Она уверена, что это отец Валентин в 70-м году помог ее семье решить жилищный вопрос. Когда двухэтажный дом батюшки в Очаково сгорел, они долго стояли в очереди на жилье – заветный ордер отцу Евгении Николаевны выдали 7 мая, в день ангела батюшки.

– К отцу Валентину с любыми просьбами можно обращаться, – заверила служительница храма Воскресения Словущего. – И под каким крестом он лежит, неважно. Он везде с нами.

Валентин Амфитеатров стал легендой еще при жизни. Родился он в семье священника, и звучная фамилия Амфитеатров на самом деле священническая, а не яркий псевдоним, как может показаться.

Он окончил духовную семинарию, женился на сестре друга, у супругов родились четверо детей. Первое время Валентин служил в Калужской области, потом в московском храме Святых Константина и Елены, где благодаря ему, говорят, даже в будни было тесно.

Он умел слушать и утешать, а отказывать не умел и не хотел.

Безработных устраивал на работу, больных посылал к знакомым врачам, которые принимали бесплатно, бездомных селил на первом этаже своего двухэтажного дома, сиротам подбирал приемные семьи, выдавал замуж вдовиц. Богатые прихожане дарили отцу Валентину деньги – он все раздавал бедным. За 6 лет до смерти батюшка ослеп и проводить службы в храме не мог, принимал верующих дома.

Умер Амфитеатров в 1908 году. Ходить к нему люди не перестали – теперь уже на могилу. Появилась традиция брать с нее песок, который якобы исцелял от болезней. Говорят, такой песочек был у самой Матронушки, она очень чтила Валентина Амфитеатрова.

Одна из прихожанок отца Валентина Анна Зерцалова ввела обычай трижды в год – в день рождения отца Валентина, день его ангела и день смерти – собирать верующих, приглашать священников и проводить торжественную панихиду. Это стоило ей сначала жилья, а потом свободы и жизни – 75 лет назад, 27 ноября 1937 года, Зерцалова была расстреляна на Бутовском полигоне.

В 2000 году Анна Зерцалова была причислена к лику святых. А вот с самим батюшкой этого так и не случилось, хотя решение о его канонизации комиссия приняла еще 14 лет назад. Это не мешает паломникам верить, что Валентин Амфитеатров – святой.

– Ну а кто же еще? – удивляется москвич Владимир Алексеевич, который пришел просить батюшку избавить сына от алкоголизма. – Если бы Валентин не помогал, разве бы народ сюда шел?

От станции метро «Улица 1905 года» пешком по улице Большая Декабрьская до входа на Ваганьковское кладбище. На центральной аллее у памятника Александру Абдулову повернуть налево и следовать по указателям «Могила протоиерея Валентина Амфитеатрова».

Цветы, конфеты на помин (их положено оставлять в церкви, а не на могилах), деньги, чтобы заказать в храме Воскресения Словущего панихиду по батюшке.

Недвижимость

Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-svyatomu-valentinu-amfiteatrovu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.