Марк эфесский молитва

Марк эфесский – древо

Марк эфесский молитва

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Свт. Марк Евгеник, архиеп. Эфесский. Икона

Марк Евгеник (+ 1444/1457 [1]), архиепископ Эфесский, святитель

Память 19 января

В миру Мануил Евгеник, родился в семье диакона и сакеллария Софийского собора в Константинополе, мать его была дочерью врача. Родители будущего святителя принадлежали к числу самых уважаемых жителей Византийской столицы. В возрасте 13 лет Мануил осиротел. Тем не менее, ему удалось получить блестящее богословское образование.

Вскоре Мануил занял место отца в клире Константинополя, получил широкую известность как талантливый проповедник. В 1418 году он принял монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон. Обитель, однако, вскоре прекратила свое существование по причине турецкого нашествия, и Марк вновь оказался в Константинополе. Марк Евгеник стал монахом Манганского монастыря в столице Византии.

В 1437 году был рукоположен во епископа и поставлен на кафедру древнего Эфеса. Назначение это было титулярным: Эфес к тому времени давно находился под властью турок и церковная жизнь в нем прекратилась. Тем не менее, в Константинопольской Церкви митрополит Эфесский традиционно считался одной из ключевых фигур.

Митрополит Марк вскоре после своего поставления должен был принять участие в Ферраро-Флорентийском соборе, обсуждавшем возможность воссоединения православных и римо-католиков. Византия погибла под натиском турок, и многие греки видели в объединении с Римом единственную возможность получить помощь в борьбе с наступающими османами.

Выехавший в составе византийской делегации на собор в Италию митрополит Марк был не против восстановления церковного единства. Однако он считал, что оно достижимо лишь при условии устранения тех новшеств, которые ввели в Православное учение латиняне.

Митрополит Марк надеялся убедить западных христиан в ошибочности учения о «Filioque», чистилище и проч.

Богословские прения на соборе не увенчались успехом – Рим не хотел отступать от своих новшеств даже после того, как Марк Эфесский убедительно доказал неправоту латинских богословов.

Однако Римский папа Евгений IV настаивал на унии греков с Римом, не останавливаясь даже перед такими средствами, как шантаж и запугивание. Под нажимом понтифика византийская делегация капитулировала и подписала акт унии, признав над собой главенство папы.

Один митрополит Марк протестовал против этого беззакония. Папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, откровенно сказал: “Мы ничего не сделали”.

Тайно удалившись из Флоренции, святой Марк ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть нечестивое соглашение.

Вскоре святитель стал свидетелем ее гибели, будучи среди тех, кто одной из главных причин постигшей Константинополь катастрофы считал отступничество от Православия и переход в унию.

На смертном одре Марк умолял патриарха Константинопольского Геннадия продолжать борьбу с латинянами.

Скончался 23 июня 1444 или 1457 года [2].

Несколько лет спустя по кончине состоялось перенесение мощей святого. Вероятно именно с перенесением мощей связана память 19 января, которая впоследствии и закрепилась как основной день поминовения святителя Марка [3].

Прославлен в лике святителей в 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме I [4].

Святитель Марк Ефесский

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, / но́вшеств противобо́рниче, / степе́нь ве́ры, / Це́ркве свети́льниче, / учи́телей Богодухнове́нная печа́те, / Ма́рко всему́дре, / писа́нии твои́ми вся́ просвети́л еси́, / цевни́це духо́вная, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Богосло́вов Богому́драя писа́ния, / я́ко Богоглаго́льник и́стинен, прие́м в се́рдцы, / исхожде́ние Ду́ха Свята́го возвести́л еси́, я́ко до́лжно е́сть, приснохва́льне, / и всесвяты́й запечатле́л еси́ Симво́л, / сего́ ра́ди пое́м: // ра́дуйся, Ма́рко Богоглаго́ливе.

Ин кондак, глас 4

Прему́дрыми слове́с твои́х исплете́нии, всеблаже́нне, / вся́кая уста́ ху́льная загради́л еси́ / и ве́рныя Боговеща́нии просвети́л еси́ // чести́ Тро́ицу в то́ждестве естества́.

Труды

На русском языке издано:

  • Письмо монаху Исидору, вопросившему о пределах жизни. “Духовная беседа”, 1872. № 33, с. 97-108.
  • Диалог между латинянином и греком о Символе веры. – Там же. 1858.
  • Ответ Иоанну Палеологу о слабой нравственности человека. Пер. Преосв. Арсения Иващенко. – “Странник”, 1872, № 3:
    • http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.m_05_0009
  • Изъяснение о духовных обязанностях. – В кн.: “Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения”. Вып. 3. СПб.. 1857, с. 251-285.
  • Назидательные мысли [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
    • http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.m_05_0001
  • Окружное послание к православным христианам [Пер.

    А. Норова. СПб, 1860].

    • http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.m_05_0003
  • Предсмертное завещание Георгию Схоларию (будущему Патриарху Константинопольскому Геннадию) [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
    • http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.m_05_0004
  • Исповедание святейшего Митрополита Ефесского Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
    • http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.m_05_0005
  • Энциклика папы православным. Пер. А. Норова. Париж. 1859. То же. СПб. 1860.
  • Исповедание дел в конце своей жизни. – Там же, с.

    65-67.

  • Проповеди и завещания Схоларию. – Там же, с. 45-59.

Литература с переизданием трудов:

  • Амвросий (Погодин), архим., Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния, М.: «Посад», 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).
  • Василий (Кривошеин), архиеп. Вероучительные документы Православной Церкви.

Доступно на интернете:

  • Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции:
  • О Воскресении:
  • Слово папе Евгению IV:
  • О освящении Божественных Даров (или Божественные Дары освящаются молитвой (Епиклесис) и благословением священника):
  • Латинянин, или О прибавлении в Символе:
  • Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции:
  • Окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора:
  • Десять аргументов показывающих, что не существует очистительного огня:
  • О сущности и энергии (Силлогические главы о различии божественной сущности и энергии, против ереси акиндинистов, содержит трактаты О сущности энергии, О Божественном Свете, О дарах благодати):
  • Послания (http://aleteia.narod.ru/mark/epist.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168):
    • К Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами.
    • К Георгию, пресвитеру Метонскому, против обрядов Римской Церкви.
    • К Константинопольскому патриарху Митрофану.
    • К настоятелю Ватопедского монастыря.
    • К иеромонаху Феофану на Евбейском острове.
    • К иеромонаху Феофану на Имврийском острове.
    • Отрывок из письма императору Иоанну Палеологу.

Иные труды

  • Силлогические главы против латинян – опубл. в архим. Амвросий (Погодин).
  • Сумма изречений о Святом Духе.

Литература

  • Амвросий (Погодин), архим., Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния, М.: “Посад”, 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).

Использованные материалы

[1]  Оба варианта года кончины указаны в официальном календаре Русской Православной Церкви на 2015 год, http://calendar.rop.ru/svyat1/jan19-mark.html. См. подробнее разбор датировок ниже.

[2]  Первый год – по житию в “зелёной” Минее январь, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, т. 2, с. 132, http://files2.regentjob.ru/minea/jan2/jan2132.html и на греческом сайте Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.

gr/1135/saint.aspx. Второй год – по житийной справке в календаре на портале Православие.Ru, http://days.pravoslavie.ru/Life/life256.htm. Житие на сайте официального календаря Русской Православной Церкви на 2015 год – http://calendar.rop.ru/svyat1/jan19-mark.html – приводит обе даты.

[3]  Так согласно греческому сайту Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/1135/saint.aspx. Сайт придерживается датировки кончины 1444 годом, а перенесение мощей относит к 1456 году.

[4]  См. Соколовский Александр, “Святой Марк Эфесский – непобедимый Герой веры”, портал Борисовского Воскресенского кафедрального собора, 22 января 2015, http://borisov-spas.by/sokolovskij-a-a/svyatoy-mark-efesskiy…tml и “Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния”, сайт издательства Русская идея, http://www.rusidea.org/?a=25020101

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4934.html

Марк, архиепископ Ефесский, святитель

Марк эфесский молитва

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

Тропарь святителя Марка Эфесского

глас 8

Православия наставниче, новшеств противоборниче,/ степень веры, Церкве светильниче,/ учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре,/ писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Житие

Святитель Марк, митрополит Ефесский, великий исповедник Православия (в миру Еммануил), родился около 1391 – 1392 года в Константинополе. Родители его происходили из знатного и состоятельного рода. Отец был диаконом и имел высокий церковный чин сакеллария храма Святой Софии. Мать была дочерью врача. В крещении будущий святитель получил имя Мануил (Еммануил).

Стремясь к подвигу иночества, Мануил в 1418 году оставил столицу и отправился на остров Антигон (при входе в Никомидийский залив). Духовным отцом и наставником Мануила стал игумен Симеон, совершивший его иноческий постриг с именем Марк.

Жизнь на острове Антигон проходила в постоянном напряжении и тревоге, в ожидании турецких набегов. В этих условиях подвижникам было нелегко сохранять спокойствие, сосредоточенность и молчание. Поэтому вместе с духовный отцом святой Марк возвратился в Константинополь. Здесь, в знаменитой Манганской обители, он всецело предался подвижничеству.

После смерти престарелого митрополита Ефесского Иоасафа в 1437 году, святой Марк был по указу императора Иоанна VIII возведен на Ефесскую кафедру. Он принял высокий духовный сан единственно для защиты Церкви своим словом, – говорит Георгий Схоларий, – Церкви нужна была вся сила его слова, чтобы удержаться от совращения, в которое влекли ее нововводители.

Приняв Ефесскую митрополию, святитель Марк недолго был со своей паствой: 24 ноября 1437 года, в составе многочисленной делегации, он отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский Собор.

Святитель Марк жаждал подвижнической жизни в отшельничестве и молчании, как этого некогда желал святитель Григорий Богослов. Но Промысл Божий готовил ему, как и святому Григорию Богослову, долгий и трудный путь борьбы за чистоту Православия; ему было суждено и пламенными речами, и тончайшими богословскими силлогизмами обличать заблуждения и отстаивать истину православных догматов.

Слово святителя Марка Папе Римскому Евгению IV на открытии Собора свидетельствует, что святитель Марк жаждал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной практики.

Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть сохранена и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не пойдет на известные уступки, отказавшись от тех новшеств, неизвестных Древней Церкви, которые были введены в догматику и богослужебную практику Западной Церкви и явились причиной раскола между двумя Церквами.

Последующие прения по вопросу чистилища между православными и латинскими богословами, во время которых неоднократно выступал святитель Марк Ефесский, ни к чему не привели и закончились 17 июля 1438 года, когда православные представители, после своих внутренних совещаний, после тщательного и долгого обсуждения вопроса, вынесли следующее заявление о православном веровании в участь душ после смерти: Души праведных наслаждаются немедленно после смерти (следовательно, до воскресения тел) всем тем блаженством, которое души способны воспринять без тела, но после воскресения еще нечто прибавится к этому блаженству, именно – прославление тела, которое возсияет, как солнце.

Святитель Марк опроверг доводы латинян и привел ряд аргументов, говорящих против существования очистительного огня.

После того, как между православными и латинянами не было достигнуто соглашения по первому обсуждаемому вопросу – вопросу о чистилище, и после того, как прошло несколько месяцев в бездействии, было решено перейти к важнейшему пункту расхождения между двумя Церквами, именно – к вопросу Filioque (Filioque – и от Сына; учение Римско-Католической церкви об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына).

На 5-м заседании, 16 октября, святитель Марк Ефесский привел данные в подкрепление своего утверждения, что вносить латинянам в Символ Веры прибавление Filioque было непозволительно. Он привел то определение о запрещении изменять Символ Веры, которое было вынесено Отцами Третьего Вселенского Собора.

В начале января 1439 года состоялось последнее заседание Собора в Ферраре, на котором была прочитана папская булла о перенесении Собора во Флоренцию.

Если в Ферраре святитель Марк Ефесский пользовался поддержкой ученого Виссариона, митрополита Никейского, а затем и Исидора, митрополита Киевского, и сам император был на стороне ревнителей Православия, – то во Флоренции картина изменилась.

Первоначальная тенденция греческих иерархов сохранить Православие во всей его чистоте и склонить латинян к Унии, убедив их, что они неправильно понимают догматы, в которых расходятся с православными, сменилась поисками компромиссных, половинчатых решений и зыбких догматических определений.

Найти нечто среднее – стало основой богословских исканий греческих представителей. Святитель Марк Ефесский остался по существу в одиночестве.

1 февраля 1440 года святитель Марк возвратился в Константинополь. Недолго пробыв в столице, 15 мая он отправился в Ефес, находившийся под властью турок. Здесь святой Марк всецело отдался трудам по устройству своей разоренной епархии, обращая заблудших, рукополагая священников, предстательствуя перед властями за обездоленных.

Все эти труды, в условиях турецкого владычества, были весьма тяжки для святителя. Между тем болезнь его значительно усугубилась. Святитель Марк решил добраться до Святой Горы Афонской, чтобы там в уединенной келлии провести остаток своей жизни.

Когда корабль, везший святителя, пристал к острову Лимносу, одному из немногих островов, еще находившихся во владении Византии, святитель Марк был опознан властями и, согласно имевшемуся распоряжению императора, заключен в крепость. Святитель Марк пробыл 2 года в заключении, страдая от болезни, жестокого климата и многочисленных лишений. Турецкий флот пытался захватить остров, но неудачно.

Свое неожиданное избавление от осаждавших остров турок жители Лимноса объясняли молитвенным предстательством святителя Марка, ибо их спасение началось от того места (крепости Мундрос), где святитель пребывал в заточении.

В августе (или октябре) 1442 года, в день памяти святых седми Ефесских отроков, святитель Марк был освобожден по распоряжению императора. Святой Марк в стихотворении по этому случаю благодарит святых Ефесских отроков, память которых совершается 4 августа и 22 октября.

Вернувшись в Константинополь, святитель Марк прожил здесь последние два года жизни. Божий Промысл судил ему быть борцом за Православие до последнего его часа. В 1442 году, в возрасте 52 лет, святитель Марк Ефесский преставился ко Господу.

В надгробном слове святителю Марку Георгий Схоларий сказал: Я могу свидетельствовать о праведности усопшаго отца нашего, что, будучи еще юношей, и прежде чем он умертвил свою плоть о Христе, он был уже праведнее пустыниожительствующих отшельников, и что, отбросив от себя все мирское для Христа и приняв иго послушания Богу, он никогда не уклонился от него, никогда не увлекся суетою мира сего, не прельщался временною славою его и до самой смерти сохранил пламенную любовь ко Христу.

Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Mark_arkhiepiskop_Efesskijj_svjatitel.html

Марк Эфесский. Слова по преставлении к Богу

Марк эфесский молитва

Марк Эфесский (1392 – 1444) – епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Эфесский, православный богослов, блестящий оратор, участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию.

Богословское наследие Марка Эфесского состоит из трудов, написанных им в ходе работы на Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий, объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ католического богословия в соотношении с православным, указывает, что ряд римских догматов (филиокве, чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и Преданию.

Святитель Марк Эфесский

***

Я желаю выразить мое суждение более подробно; особенно же теперь, в приближении моей кончины, дабы быть согласным в отношении себя от начала и до конца и для того, чтобы не подумалось кому, что я говорил одно, а скрывал иное в моих мыслях, за что было бы справедливо постыдить меня в этот час моей кончины.

Скажу же о Патриархе, чтобы не подумалось ему, быть может, оказать мне некую честь в погребении смиренного этого моего тела, или на гробницу мою послать кого-нибудь из своих архиереев, или своего клира, или, вообще, кого-нибудь из находящихся в общении с ним для того, чтобы принять участие в молении или присоединении к священнослужителям из нашего удела, приглашенным на это, подумав, что когда-то, или же тайно я допускал общение с ним. И чтобы моя безгласность не дала не знающим хорошо и полностью моих взглядов повода заподозрить некое соглашательство, – я говорю и свидетельствую пред многими находящимися здесь и достойными мужами, что я совершенно и никоим образом не хочу и не принимаю общения с ним или находящимися с ним, ни в этой моей жизни, ни после смерти, как (не принимаю) ни бывшей Унии, ни латинских догматов, которые он принял сам и его единомышленники, и ради провождения которых занял это председательское место, с целью низвержения правых догматов Церкви. Я совершенно уверен, что насколько дальше я стою от него и подобных, настолько бываю ближе к Богу и всем Святым; и насколько отделяю себя от тех, настолько бываю в единении с Истиной и со Святыми Отцами, Богословами Церкви; а также я убежден, что счисляющие себя с теми далеко отстоят от Истины и блаженных Учителей Церкви. И посему говорю: как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так – и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от обращения и единения с ними и клятвенно заповедую, чтобы никто (из них) не приближался ни к моему погребению, ни к могиле моей, а также (и в отношении) кого иного из нашего удела, с целью попытки присоединиться и сослужить в наших (богослужениях), ибо это означает смешать то, что не может быть смешенным; но им подобает быть совершенно в разделении с нами до тех пор, пока Бог не дарует исправление и мир Своей Церкви.

B. Затем, обернувшись к сановнику Схоларию [1], он сказал:

Есть некоторые положения у философов, которые хотя я уже и позабыл, однако, приведу нечто малое: есть положения, которые определяются аналогичными предположениями; в числе их есть понятие допускаемости, затем, понятие большей возможности допущения, и это-то понятие большей возможности допущения близко – к понятью необходимо-вытекающему [2].

Это имеет отношение к предмету настоящих слов. Говорю же я о сановнике Схоларии, которого знал еще от возраста его ранней юности, к которому имею расположение и большую любовь, как бы к сыну моему и другу, или кто бы привел иное какое наименование, говорящее о расположении и любви.

С ним обращаясь и разговаривая даже до сего времени, я возымел ясное представление об его исключительном благоразумии и мудрости и силе в словах, и посему я верю, что он – единственный из обретаемых в настоящее время могущий протянуть руку помощи Православной Вере, волнуемой насилиями разрушителей совершенства догматов, а также, с помощью Божией, исправить Церковь и утвердить Православие, если только он не захочет и сам отступить от дела и скрыть светильник под, спудом. Но я совершенно уверен, что он так не поступит, и не ослушается до такой степени своей совести, чтобы, видя Церковь, бедствуемую от волн, и Веру, которая зависит от немощного человека, – говорю по человечески, – и, зная, что в его возможности помочь ей, не поспешил бы со всей поспешностью и готовностью вступить в борьбу, ибо будучи мудрым, он не не ведает совершенно, что разрушение Кафолической Веры есть общая гибель. Правда, в прошедшие времена, находясь во главе достаточно ожесточенной борьбы, ведомой некоторыми иными лицами и, особенно, мною, он не явил себя явным поборником Истины, принуждаемый, возможно, советами или людьми. Но, ведь, и я раньше ничего или же совсем мало привнес в борьбе, не имея достаточно ни силы, ни рвения; и теперь я уже стал ничем; а есть ли что меньшее, чем – ничто? Итак, если (тогда) он также полагал, что мы (сами) можем нечто исправить и считал излишним для себя делать то, что могут совершить иные, как и то, что, при совершенно незначительной помощи, будет вред иным, как часто он мне пояснял и просил прощения; то теперь, когда я уже отхожу отсюда, я не вижу иного кого, равного ему, кто бы мог занять мое место, в Церкви и в Вере и в догматах Православия; поэтому я считаю его достойным, чтобы будучи призываем, лучше же сказать принуждаем, временем, он раскрыл искру благочестия, скрытую в нем, и поборствовал за Церковь и здравые догматы, чтобы то, что я не мог совершить, исправил он, с помощью Божиею. Ибо он может это, благодатью Божией, при естественном своем уме и силе в словах, если только пожелает воспользоваться этим в благоприятное время. И в равной мере он долженствует и в отношении Бога и Веры и Церкви верно и чисто бороться за Веру. И я сам возлагаю на него эту борьбу, чтобы вместо меня он был защитником Церкви и водителем здравого учения и поборником правых догматов и Истины, имея поддержку в Боге и в самой Истине, о чем и ведется борьба; чтобы бывая общником в этом Святым Учителям и богоносным Отцам, великим богословам, он воспринял награду от Праведного Судии, когда Он объявит победителями всех тех, которые боролись о Благочестии. Но и он сам должен всеми силами иметь рвение о благостоянии правых догматов Церкви, как долженствующий дать отчет о сем в час суда Богу и мне, поручившему (ему) это, а также понадеявшемуся принести в Благую Землю эти слова, приносящие более чем стократный плод. Пусть он ответит мне о сем, дабы, отходя из настоящей жизни, я возымел совершенную уверенность, и чтобы, отчаявшись в исправлении Церкви, я не умер в печали.

С. Ответ господина Схолария:

Я, Владыко мой Святый, прежде всего, благодарю великую твою святыню за похвалы, которые ты сказал обо мне; ибо, пожелав оказать мне милость, ты свидетельствовал обо мне столь великое, чего я не имею и уверен, что это и не близко – от меня; но это проистекает от высоты благости и добродетели и мудрости великой твоей святыни, которою я и сам, ведая ее от начала, не переставал восхищаться даже до сего времени, что и долженствует в отношении к твоей великой святыне, как – отцу и учителю и наставнику, и руководствуясь, как правилом (ως κανόνι χρώμενоς), твоим совершенным пониманием догматов и правостью суждений, которые ты воспринял и с которыми я согласуюсь, а также без сомнения отвергая то, что было не согласно с твоим суждением, я никогда не отказывался исполнить доле сына и ученика в отношении твоей великой святыни. Свидетеля этому привожу твою великую святыню. Ты знаешь, что я всегда таким образом относился к тебе, и открывая более глубокие чувства моего убеждения, я давал тебе эти обеты. Касательно же того, что некогда я не вступил открыто в борьбу, которую вела твоя великая святыня, но обошел молчанием, причины сего никто не знает лучше, чем великая твоя святыня, ибо часто поверяя тебе мои доводы и чистосердечно открываясь о сем и прося прощения, я не лишался ого. Но ныне, с Божией помощью, я все это презрел, и сделал себя искреннейшим и открытым споборником Истины, с тем чтобы бесстрашно возвещать догматы Отцев моих и совершенство Православия, согласно мировоззрению величайшей твоей святыни. Говорю же это не потому, что как бы видел твою величайшую святыню возносимой отсюда, ибо мы не оставили последних надежд, но надеемся на Бога, что ты выздоровеешь от недуга и будешь с нами и вместе на этом (с нами) потрудишься. Если же судами, ведомыми Богу, ты отсюда отойдешь к тому месту упокоения, которое ты уготовал себе, и по причине также нашего недостоинства, уйдешь туда, где ты достоин быть, то – полностью подтверждая, я говорю тебе перед Богом и Святыми Ангелами, невидимо ныне предстоящими нам, и пред находящимися здесь многими и достойными мужами, что я буду во всем вместо тебя и вместо твоих уст, и чем ты горел, и что любя передал, и сам я, и защищая и всем предлагая, совершенно ничего из этого не предам, но до конца, с риском крови и смерти, буду бороться. И хотя совершенно малы мои опыт и сила, я, однако, уверен, что твоя великая Святыня восполнит мой недостаток и присутствуя ныне с нами, свойственным тебе в этом совершенством, и отошедши, благоприятными к Богу твоими молитвами.

Марк Эфесский, святитель

Перевод на русский язык

Архимандрита Амвросия (Погодина)

с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.17, 484-91

Цитировано по:

Архимандрит Амвросий (Погодин).

Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния.

Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963 //

Издательство “ПОСАД”

Святоотеческое наследие

Примечания

1. В разночтении находится такое пояснение после слова “Схолария” – “мудрейшего и блаженнейшего патриарха Кир Геннадия”.

2. Mgr. L. Petit дает следующее пояснение приведенного св. Марком философского постулата: “У философов “materiæ propositionum” суть различные их положения, согласно которым мы говорим, что определение соответствует подлежащему таким образом: 1. оно необходимо следует, или же, 2. оно – допускается, или же, 3. оно – невозможно”.

Труды святителя Марка Эфесского:

  • “Десять аргументов против существования чистилищного огня” – святитель Марк Эфесский
  • “Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции” – святитель Марк Эфесский
  • “Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына” – святитель Марк Эфесский
  • “Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции” – святитель Марк Эфесский
  • “Латинянин или о прибавлении в Символе” – святитель Марк Эфесский – святитель Марк Эфесский
  • “О Воскресении” – святитель Марк Эфесский – святитель Марк Эфесский
  • “О освящении Божественных Даров” – святитель Марк Эфесский – святитель Марк Эфесский
  • “О сущности и энергии” – святитель Марк Эфесский – святитель Марк Эфесский
  • “Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора” – святитель Марк Эфесский
  • “Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне” – святитель Марк Эфесский
  • “Ответы на вопросы латинян” – святитель Марк Эфесский
  • “Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]” – святитель Марк Эфесский
  • “Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря” – святитель Марк Эфесский
  • “Послание к Схоларию” – святитель Марк Эфесский
  • “Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове” – святитель Марк Эфесский
  • “Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове” – святитель Марк Эфесский
  • “Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви” – святитель Марк Эфесский
  • “Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)” – святитель Марк Эфесский
  • “Силлогические главы против латинян” – святитель Марк Эфесский
  • “Слова по преставлении к Богу” – святитель Марк Эфесский
  • “Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня” – святитель Марк Эфесский
  • “Слово второе об очистительном огне” – святитель Марк Эфесский
  • “Слово папе Евгению Четвертому” – святитель Марк Эфесский

Источник: http://www.k-istine.ru/library/mark_efesskiy-20.htm

Храм святителя чудотворца николая на водах – и один в поле воин — святой марк эфесский исповедник православия

Марк эфесский молитва

1 февраля православная церковь чтит память Святителя Марка, Митрополита Эфесского

Святитель Марк Эфесский (1392–23.06.1444) — один из последних великих византийских богословов, выдающийся защитник Православия в борьбе с попытками навязать Православной Церкви Ферраро-Флорентийскую унию с католиками.

Начало пути

Марк родился в Константинополе, его отец служил при храме Святой Софии, мать была дочерью врача. Марк получил прекрасное образование и уже в раннем возрасте начал служить при храме Св. Софии.

С юности он имел склонность к богословию и аскетической жизни. Будучи духовным сыном Константинопольского патриарха Евфимия, был приближен к императорскому двору и привлек внимание Императора Мануила II.

Благодаря своим способностям он в 25 лет стал профессором философии, а император сделал Марка своим советником.

Монашество

Но Марк не искал и не желал почестей. Живя в столице, он был чужд ее жизни. В 1418 г. он оставляет Константинополь и принимает монашеский постриг в обители на острове Антигон. Вскоре, опасаясь турецкого завоевания, монахи монастыря покинули свою обитель и Марк возвращается в Константинополь и поселяется в Манганской обители.

https://www.youtube.com/watch?v=6CNFpgqp_AA

Император Иоанн VIII, сменивший Мануила, также высоко ценил Марка, о чём свидетельствует ряд сочинений святителя, написанных по просьбам Императора, с целью разъяснения ряда вопросов богословско-философского характера.

В 1437 г. по воле Императора Марк становится митрополитом Эфесским . В этом же году 24 ноября он вместе с Императором и Патриархом в составе делегации православных епископов отправляется на церковный Собор с католиками в Италию, который продлился два года и получил название по местам заседаний как Ферраро-Флорентийский собор.

Ферраро-Флорентийский собор

9 апреля 1438 г. состоялось открытие Собора (первоначально собор проходил в Ферраре). На соборе решили создать комиссию по изучению догматических расхождений между римской и православной Церквами и выработке условий заключения унии.

От православной части комиссии только Марк Эфесский и Виссарион Никейский были уполномочены публично выступать в дискуссиях с католиками, что свидетельствует о высоком авторитете святителя.

К началу работы Собора святитель Марк отнесся с христианской доброжелательностью и надеялся на возможность преодоления препятствий к унии. Он приложил огромные усилия для разъяснения ошибок римских богословов, противоречащих догматам Вселенских соборов (в частности вопрос о филиокве — исхождения Святого Духа якобы также и от Сына).

Марк сделал все, чтобы отстоять древнее христианское учение и указать на те нововведения, которые имелись в Римской Церкви. Однако, латиняне требовали от греков полного принятия латинского учения и административного подчинения Ватикану, допуская лишь некоторую самостоятельность Византийской Церкви в области богослужений и обрядов.

Они не желали никаких вероучительных компромиссов, на которые готовы были идти греческие богословы. Они добивались не столько восстановления прежнего единства христианства, сколько безусловной капитуляции Восточной Церкви. Это прекрасно понимал святитель Марк и решил до конца отстоять православное вероучение.

Но, к сожалению, в своей борьбе он остался один среди многочисленной греческой делегации.

В результате собора была принята — Флоренти́йская уния — соглашение, заключённое на соборе во Флоренции в июле 1439 года об объединении Западной и Восточной (православной) Церквей на условиях признания Православной Церковью латинской догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов.

За время работы соборной комиссии Марк написал ряд выдающихся богословских работ: «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе», «Главы против латинян», «Исповедание веры» и «О времени пресуществления». Однако старания его не возымели воздействия даже на его православных собратьев, склонявшихся к принятию унии.

Нововведения западных епископов были признаны в итоге «правомочными» с оговоркой, что Восточные церкви не станут вводить их у себя.

6 июля 1439 г. греческая делегация, включая Императора, подписала унию.

Для этого с православной стороны решающими оказались не богословские, а государственно-политические соображения: Византия не имела надежд на успешное сопротивление в одиночку наступавшим туркам. Как последняя возможность на помощь и была для византийцев уния с христианским Западом.

Марк стал единственным из числа греческих иерархов, кто не признал унию, полагая, что предательством истины нельзя обрести помощь Божию в обороне Второго Рима. И это имело огромное значение. Даже папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, но осознавая его авторитет и влияние, произнёс: «Мы ничего не сделали».

В своём «Окружном Послании против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора» святитель Марк писал: 

«Итак, братие, бегите от них и от общения с ними; ибо они — „лживи апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во Апостолы Христовы“…».

Возвращение в Константинополь, реакция на унию

1 февраля 1440 г. греческая делегация вернулась из Италии в Константинополь.

Константинопольский Патриарх Иосиф II скончался в 1439 г. еще во Флоренции, и по возращении Императора в Константинополь место предстоятеля было предложено исповеднику Марку, но он отказался принять патриаршее достоинство на условиях унии.

Патриархом был избран Митрофан II, сторонник унии. Тем не менее, народ не желал признавать унию.

Византолог Г.А. Острогорский пишет:

«Решения, принятые на Соборе во Флоренции, не имели никакого значения. Византийский народ был против постановлений Феррары и Флоренции со страстным фанатизмом, и в то время как все увещания сторонников Унии игнорировались, пламенные проповеди Марка Евгеника везде находили восторженный отклик».

Отрицание святителем Марком унии было поддержано монастырями, имевшими большое духовное влияние на народ. многие из подписавших буллу епископов взяли свои подписи обратно, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами.

Греческое духовенство и народ, узнав об унии пришли в негодование; а униатов считали за еретиков. На Руси уния была сразу же отвергнута, хотя митрополит Исидор, грек, назначенный из Константинополя главою Русской Церкви, подписал унию на Соборе.

Исидор вернулся в Москву уже в сане кардинала как посланник папы Римского и с католическим крестом. На первой же литургии прозвучало имя папы как главы Церкви и было зачитано решение Флорентийского собора, что ввергло молящийся народ в оцепенение.

Первым опомнился Великий Князь Василий II Темный, назвавший Исидора «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ». Исидору пришлось бежать из Руси к папе.

Эфес, тюрьма

Недолго пробыв в Константинополе, святитель Марк уезжает в свою митрополию в Эфес, бывший к тому времени уже под властью турок.

Оттуда он слал новые послания против унии, которые настроили против него Императора. Марку приходилось терпеть и от гонений магометан. Паства быстро оскудевала из-за массового бегства (эмиграции).

Сам святитель. Марк тоже решил уйти из-под турецкой власти на Св. Гору Афон, однако добраться туда не удалось. Когда корабль, на котором плыл святитель. Марк, пристал к острову Лемнос, митрополит был арестован по указанию Императора Иоанна VIII и заточен в местную крепость Мундрос, в которой провёл два года.

Но и будучи в заточении, Марк продолжал вести переписку, в которой по прежнему резко критиковал унию и призывал верующих держаться Православия. К осени 1442 г. свт. Марк был освобожден из заключения и вернулся в Константинополь, где продолжил свою борьбу с унией.

Бывший в то время Константинопольским Патриархом Григорий III Мамма придерживался унии и был противником Марка. Несмотря на это, Марк добился перелома в отношении к унии: 

«подъявши многие труды и из обманутых там одних вновь обративши, в том числе и самого приснопамятного царя…».

О перемене взглядов Императора пишет и сам Марк: 

«Император… открыто говорит, что кается в совершившемся и слагает вину на покорившихся и подписавших Унию».

В результате восточные Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский в 1443 г. на соборе в Иерусалиме произнесли отлучение на всех приверженцев унии.

Кончина

Скончался свт. Марк 23 июня 1444 г., в возрасте 52 лет, в Константинополе после двухнедельной тяжелой болезни.

Умирая, святитель Марк обратился с напутственным словом, записанном Георгием Схоларием, в котором он даже в момент смерти проявляет себя как непримиримый борец с унией. В этом же слове Марк напутствует будущего патриарха Георгия Схолария стать вместо него борцом за сохранение Православия.

Святитель был погребен в Манганской обители в Константинополе.

Исповедническая стойкость святителя Марка принесла с Божией помощью должный плод. При последнем византийском Императоре Константине на Соборе в храме Св. Софии в 1450 г. в присутствии трех Восточных Патриархов уния была разорвана,

Григорий Мамма был низложен, сторонники унии объявлены предателями, а святителю Марку были возданы почести как борцу за истину Православия.

В 1734 г. при Константинопольском Патриархе Серафиме I Марк был причислен к лику святых. Его подвиг стал примером для многих православных подвижников во всем мире, которым также приходилось и приходится отстаивать истину Православия в одиночку, не соглашаясь ни на компромиссы, ни тем более на капитуляцию, перед давлением заблуждающегося или конформистского большинства.

Использована книга:
Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния.

«Сирин», 1994

Александр А. Соколовский

Чудеса святителя Марка Эфесского в XXI веке

1 февраля (19 января по старому стилю) Православная Церковь чтит память святого Марка, митрополита Эфесского, – великого защитника Православия, чьим умом, трудами и молитвами были сведены на нет усилия целого церковного собора, введшего позорную унию с латинянами в XV веке. Однако мало кто знает о чудотворениях святого, которые совершались как издавна, так совершаются и поныне. Представляем вашему вниманию сведения о некоторых из этих чудес, совершенных в XXI веке и записанных духовенством храма святителя Марка, находящегося в предместье Афин.

Святой заботится о постройке своего храма. Когда рабочие, воздвигавшие храм святому, успешно трудились, а весь процесс находился на завершающей стадии, обнаружился недостаток денежных средств и появилась опасность, что дальнейшие работы остановятся, а сама попытка постройки станет бесперспективной.

Волнение священника было велико, и он призвал на помощь святого Марка, который заверил его, что на следующий день придет некий человек и принесет значительную сумму денег на продолжение работ (и даже назвал конкретную сумму).

И действительно, на следующий день в храм пришел некий господин из Вулиагмена[1], спрашивая, тот ли это храм святого Марка, и попросил поговорить со священником. Священник ответил, что уже знает, чего он хочет.

И тогда этот неизвестный господин открыл, что предыдущим вечером к нему во сне явился какой-то монах, представившийся Марком Евгеником[2], и повелел помочь деньгами постройке его дома в Нижней Патисии[3]. Господин послушался святого и принес в дар точно такую сумму, которую назвал святой Марк священнику предыдущим вечером. Так вновь смогли начаться работы по строительству храма.

Святой явился и рассказал о существовании своего храма. Один благочестивый господин из Кипсели имел обычай совершать паломничество во все храмы на престольные праздники, но не знал о существовании храма святого Марка.

Однажды, когда он зашел в пекарню, то увидел какого-то монаха, который дал ему просфору и сказал, чтобы тот отнес ее завтра в его храм. Изумленный господин спросил его: «Кто ты, старче? Где находится твой храм?» И святой ответил ему: «Меня зовут Марк Эфесский, мой храм находится в Нижней Патисии».

И дал этому человеку ясные указания, как туда идти, какая дорога приведет его к храму. Действительно, господин, который не знал ни о святом Марке, ни о существовании храма в его честь, последовал его указаниям и пришел к его храму, как ему в точности сказал сам святой.

Подобные случаи, когда святой являлся людям, которые его не знали, и направлял их в свой храм, известны и от других свидетелей, как, например, от одной госпожи из Новой Филадельфии.

Святой совершает чудеса исцеления. В 2005 году один молодой человек двадцати лет по имени Георгий страдал от какой-то редкой болезни. Нужно было cделать сложную операцию. Велика была вероятность неудачи, и, вполне возможно, что он мог на всю жизнь остаться парализованным.

Его мать со слезами горячо молилась Богу об исцелении сына. Тут ей позвонила сестра и рассказала, что ей явился какой-то незнакомый монах, представился как Марк Евгеник и сказал: «Скажи матери юноши: “Я прооперирую Георгия, не беспокойся”».

Действительно, операция на другой день, несмотря на трудности, прошла удачно. Во время операции среди врачей появился какой-то неизвестный врачам монах, который сказал, что он друг семьи по имени Марк. И в особенно трудных моментах указывал врачам, как нужно действовать. Юноша вылечился.

И сам он, и его семья пришли в храм рассказать о случившемся и поблагодарить святого.

В другом случае, в 2004 году молодая женщина из Новой Филадельфии горячо молилась о том, чтобы ей забеременеть, чтобы Бог даровал ей ребенка. В один вечер, во время молитвы, ей явился монах и сказал, что его праздник 19 января.

Он просил ее придти помолиться в его храм в Нижней Патисии и сказал, что услышит ее молитву. Действительно, женщина так и сделала.

И через три дня забеременела, родила здоровенного малыша и с тех пор всегда приходила поблагодарить святого в день его памяти. 

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/zhitiya-svyatykh/1718-i-odin-v-pole-voin-svyatoj-mark-efesskij-ispovednik-pravoslaviya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.