Маликитский мазхаб молитва

Молитва витр: как ее читают в разных мазхабах

Маликитский мазхаб молитва

В религиозной практике мусульман отдельного внимания заслуживает намаз витр. Его хукм (положение), по мнению практически всех богословов, находится на уровне сунны-муаккада.

Само слово «витр» переводится как нечётный, что указывает на количество ракаатов в этом намазе. Время его совершения – с того момента, как прочитана ночная молитва (иша), до рассвета, то есть начала утреннего намаза.

Согласно ханафитскому мазхабу, пропуск молитвы витр должен быть восполнен в другое время, тогда как в рамках остальных трёх богословско-правовых школ такой необходимости нет. В сборниках авторитетнейших хадисоведов можно найти множество изречений Пророка Мухаммада (с.г.в.

), в которых говорится о необходимости совершения этой молитвы, если человек хочет быть из тех, кто стремится последовательно совершать сунну. В частности, можно привести в качестве примера следующий хадис: «Витр является обязанностью.

Тот человек, кто считает ненужным выполнять эту молитву, не из нас» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад).

Порядок выполнения молитвы витр

Относительно порядка совершения этой молитвы среди учёных различных мазхабов есть небольшие разногласия. Представим здесь все способы совершения намаза витр.

1. Согласно ханафитской и маликитской богословско-правовым школам, считается самым приемлемым решением совершить три ракаата. Порядок в этом случае аналогичен тому, как предписано совершать вечернюю молитву (магриб).

Исключением является только то, что в каждом из трёх ракаатов читается кораническая сура, а в третьем – ещё и дуа-кунут (её текст приведен чуть ниже – прим. «Islam.Global»). Доказательством дозволенности совершать витр-намаз именно так является хадис, переданный Айшой (р.а.): «Пророк (с.г.в.

) совершал витр в три ракаата, произнося приветствие (салям) только в самом конце молитвы» (Муслим).

2.

Согласно другому способу, который разрешён в рамках шафиитского и ханбалитского мазхабов, витр также совершается в три ракаата, но сидение (кууд) во втором ракаате не делается – молящийся сразу же встаёт и читает «Фатиху», дополнительную суру, делает такбир, произносит дуа-кунут и завершает молитву в обычном порядке. Аргумент в пользу этого способа так же есть в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, согласно которому Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) выполнял молитву без сидения между вторым и третьим ракаатом.

3. В рамках маликитского мазхаба распространена манера чтения этого намаза, по которому молитва фактически делится на две части. Сначала совершаются два ракаата посредством произнесения приветствия (саляма).

Далее делается небольшая пауза, после которой молящийся читает ещё один ракаат. От Ибн Умара приводится хадис, согласно которому Пророк Мухаммад (с.г.в.

) делил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один ракаат (Ахмад).

4. Совершение более, чем три ракаата (пять, семь, одиннадцать). Такой порядок разрешён в шафиитском и ханбалитском мазхабах.

Кроме того, в рамках этих двух богословско-правовых школ можно совершать витр-намаз и в один ракаат, на что есть соответствующие доказательства из сунны Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.).

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечает, что в случае скорого наступления рассвета допустимо прочитать молитву витр в один ракаат.

Суры и дуа намаза витр

Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются.

В первом ракаате вслед за «Фатихой», согласно сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.), молящемуся желательно использовать суру «Аля»:

«Саббихисма Раббикаль-`А`ля. Аль-Лязи Халяка Фасаууаа. Уаль-Лязи Каддара Фахадаа. Уаль-Лязи Ахраджаль-Мар`аа. Фаджа`аляху Гуса`ан Ахуаа. Санукри`ука Фаля Тансаа. Иля Ма Ша`а Аллаху. Иннаху Йа`лямуль-Джахра Уа Ма Йахфаа. Уа нусайирука лил-юсра. Фазаккир Ин Нафа`атиз-Зикраа.

Сайаззаккару Ман Йахшаа. Уа Йатаджаннабухаль-Ашкаа. Аль-Лязи Йаслян-Нараль-Кубраа. Сумма Ля Йамуту Фиха Уа Ля Йахйаа. Кад Афляха Ман Тазаккаа. Уа Закарасма Раббихи Фасалля. Баль Ту`сируналь-Хайаатад-Дунья. Уаль-Ахирату Хайрун Уа Абкаа. Инна Хаза Ляфис-Сухуфиль-Уля.

Суху-фи Ибрахиима Уа Мусаа» (87:1-19)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь, Который взрастил пастбища, а потом превратил их в тёмный сор.

Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто. Мы облегчим тебе путь к легчайшему. Наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу.

Воспримет его тот, кто страшится, и отвернётся от него самый несчастный, который войдет в Огонь величайший. Не умрёт он там и не будет жить. Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз.

Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы».

Во втором ракаате советуют в качестве дополнительной читать суру «Кафирун»:

«Куль я Аюхаль-Кафируун. Ля Агъбудума Тагъбудуун. Уаля-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. УаЛя-Ана Габидун Маа-Абадттум. УаЛя-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. Лякум Диннукум Уа Лияд-Диин.» (109:1-6)

Перевод смысла: «Скажи: “О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!”»

В третьем ракаате молящемуся рекомендуется читать суру «Ихлас»:

«Куль-хуАллааху Ахадэ. Аллаахус-Самадэ. Лям йалидэ уа-лям йуулядэ. Уа-лям якулляху куфу ан-Ахадэ.» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему”»

В намазе витр в третьем рака’ате также необходимо читать дуа-кунут:

«Аллахумма, ин-наа настагыйнукя уа настагъфирукя уа нугъмину-бикя уа наттауаккялю галяйкя уа нузъни галяйкяль-хайра куллях. Нашкурукя уа ля накъфурукя уа нахънагу лякя уа нахълягу уа натруку ман якъфурук. Аллахумма! Иякя нагъбуду уа лякя нусъалли уа нас-джуду уа иляйкя нас'а уа нахъфид. Нар-джу рахмаатакя уа нахъ-афу газабакяль-джидд. Ин-наа газабакя биль-кяфириина мульхикъ!»

Перевод: «О, Аллах! Поистине, мы просим Твоей помощи и прощения, верим в Тебя и произносим хвалу за то добро, которым Ты одариваешь. Мы всецело благодарим Тебя, мы не являемся неблагодарными Тебе, подчиняемся Твоему повелению и полностью предаёмся Тебе.

Мы не имеем ничего общего с теми, кто отверг Тебя. О, Аллах! Только Тебе совершаем поклонение, к Тебе обращены наши просьбы и мольбы, пред Тобой мы преклоняем колени. И мы прилагаем усилия на Твоём пути.

И полагаемся только на милость Твою и страшимся Твоей суровой кары! Нет никаких сомнений, что Твоя кара поразит неверующих!»

Молящийся, если он следует мазхабу Абу Ханифы, должен читать дуа-кунут до совершения рукугъ (поясного поклона). По завершению чтения аятов «Ихлас» он поднимает руки до ушей, произнося такбир, потом опускает их. Далее (не вслух) необходимо прочитать дуа-кунут, после которой совершается поясной поклон и намаз завершается в обычном порядке.

В шафиитском мазхабе эти действия совершают несколько по-иному. Верующий делает рукугъ, возвращается в вертикальное положение кыям, воздевает руки к груди и вслух произносит дуа-кунут. Важно отметить, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в данном намазе вменяется в обязанность только во 2-й половине священного месяца Рамазан.

В маликитском мазхабе дуа-кунут может быть прочитана как до поясного поклона, так и после него. Однако в его рамках не нужно воздевать руки к груди и вслух произносить молитву.

В рамках ханбалитского мазхаба молящийся читает дуа-кунут после поясного поклона, поднимая руки до груди.

Источник: //Islam.global/verouchenie/namaz/namaz-vitr-vzglyad-s-pozitsii-vsekh-4-mazkhabov/

Маликитский мазхаб молитва

Маликитский мазхаб молитва

Данная статья содержит: маликитский мазхаб молитва – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Ассаламу алейкум! Почему приверженцы маликитского мазхаба совершают намаз с опущенными руками? Газали Газали

Уаалейкум ассалам! Имеются три вида фетвы, которые вынес один из великих руководителей мусульман в вопросах религии после сподвижников имама Малика (р.а.) относительно сложения рук в намазе:

1. Складывать руки во время совершения нафиль намазов разрешается, а при совершении обязательных молитв сложение рук – макрух, т.е. руки не складываются. Эту фетву приводит ученик Имам Малика ученый Абдуррахман ибн Касим (х.132-191 г/г.750-806 г.).

2. Складывать руки в обязательных и в нафиль намазах – мубах, разрешается. Эту фетву приводит еще один ученик Имам Малика ученый Ашхад ибн Абдулъазиз ал-Киси (Х.140-204 г.).

3. Складывать руки в обязательных и в нафиль намазах – мустахаб. Эту фетву приводит еще один ученик и племянник Имам Малика ученый Мутарриф ибн Абдулла (х.137-220г.) [1].

Однако, в Маликитском мазхабе более распространена первая фетва. И это фетва опирается на определенные доказательства. Судя по исследованиям специалистов, Имам Малик в этой фетве опирается на два доказательства:

Первое – хадисы Пророка. Судя по приведенным риваятам, однажды сподвижник Абу Хамид ас-Саъиди сидел в окружении десяти сподвижников (в их числе был и Абу Катада) и обратился к ним со словами:

– Я научу вас намазу, который совершал Пророк.

Тогда, сидящие рядом сподвижники, ему ответили:

– Зачем? Уаллахи, мы лучше тебя придерживаемся сунны Пророка и мы его первые сподвижники.

– Конечно, это так – ответил Абу Хамид.

– В таком случае объясни! – сказали сподвижники.

Тогда Абу Хамид изложил это следующим образом:

– Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, поднимал руки до уровня плеч и произносил такбир, далее принимал прежнее положение (все части тела находились на своем месте), затем он читал Коран и произносил такбир, поднимая руки до уровня плеч, и уже после делал поясной поклон (рукуг) и держал ладонями колени. При совершении поясного поклона (рукуг) голову не опускал и не поднимал, а держал на среднем уровне.

Услышав это, сподвижники сказали:

– Ты прав, Пророк молился именно так[2].

В тщательно изложенном выше примере совершения намаза нет ни слова о «наложении одной руки на другую руку».

Если бы сложение рук было одной частью совершения намаза, то хотя бы один из десяти сподвижников сделал бы замечание, сказав: «Ты забыл сложить руки». Но они, не сделав замечания, подтвердили словами: «Ты прав, Пророк молился именно так».

Ученые Маликитского мазхаба говорят, что это обстоятельство служит доказательством того, что нет складывания рук в намазе.

Второе доказательство, на которое они опираются – это действия, совершаемые жителями Медины.

По правилам Имам Малика, действия, совершаемые сподвижниками Медины и учеными табиинами, жившими в Медине до рождения Имам Малика превосходят ахад хадисы.

Потому что сподвижники Медины лучше осведомлены о сказанных словах и действиях, совершенных Пророком в последние годы жизни.

В таком случае, если в каком-то вопросе сподвижники Медины и ученые табиины, являющиеся учениками ансаров, поступают наперекор ахад хадису, то это знак того, что они слышали или видели, как это совершал Пророк в последние годы жизни.

Наверное, поэтому, согласно сведениям, один из семи табиинов Медины Саъид ибн Мусаяб в намазе не складывал руки.

Однако в нескольких хадисах Пророка совершенно ясно говорится о том, что складывать руки при совершении намаза это сунна. И этой точкой зрения придерживаются ученые остальных трех мазхабов.

Также есть немало ученых Маликитского мазхаба, которые брали в основу вышеуказанную вторую и третью фетвы, приведенные Имам Маликом. Но у нее есть свои условия.

Абдуррахман ал-Жазири в своем труде «ал-Фикху алял Мазахибил Арбагати» об этом говорит следующее:

«По словам ученых Маликитского мазхаба, в намазе руки складываются на уровне ниже груди и выше пупка. Это не сунна, а мандуб. Но он должен складывать руки с целью выполнить сунну Пророка. Только в таком случае это является мандуб (разрешенным) действием.

А если он складывает руки с целью (из-за того, что руки онемели) опереться, то любая форма сложения рук считается макрух поступком.

Это относительно обязательного намаза, а в нафиль (сунна) намазах (обязательство складывать руки) сложения рук не зависит от намерения или цели человека»[3].

[1] Шихабуддин ал-Кирафи – аз-Зухайра: Китабус сала, бабус садис.

[2] Ибн Мажа – №1051; Тирмизи – Китабус сала, №304 хадис.

[3] Абдуррахман ал-Жаузи, ал-Фикху аля мазахибил арбагати», 1- том, 227стр.

Маликитский мазхаб. Краткие сведения

3 663 Ноябрь 23, 2012

Истоки мазхаба

Маликитский мазхаб берет свое название и истоки от его основателя — имама Малика, да будет доволен им Аллах.

Его полное имя: Абу АбдиЛлах Малик бин Анас бин Абу Амир бин Амр бин аль-Харис бин Гайман ибн Хусайль ибн Амр ибн аль-Харис аль Асбахий аль Маданий, родившегося в Медине в 93 году по хиджре.

Имам «даруль хиджра» (Медины), имам одного из четырех распространенных мазхабов и последователь табиинов, все это сказано об имаме Малике.

Малик ибн Анас, да будет доволен им Аллах, слышал и брал знания от великих ученых своего времени и табиинов, таких как: Нафиъ (бывший раб сподвижника Посланника Аллаха, мир ему и благословение, Ибн Умара, да будет доволен им Аллах), Абу аз-Зубайр, Ибн Шихаб аз-Зухрий (первый, кто начал записывать хадисы по повелению халифа Умара ибн АбдульАзиза, да будет доволен им Аллах), АбдуЛлах ибн Динар, Абу Хазим и многие другие табиины.

В свою очередь от него переняли знания и передавали их, так ученые как: Яхья аль-Ансарий, Аз-Зухрий (оба они были его шейхами и, вместе с этим, сами передавали от него знания), Ибн Джурайдж, Язид ибн АбдиЛлах ибн аль-Хади, имам аль-Аузаий, имам Ас-Саурий, Ибн Уяйна, Шуааба ибн аль-Хаджадж, имам Ляйс ибн Саад, Ибн Аль-Мубарак, имам Аш-Шафии, Ибн Вахб и многие другие великие ученые Ислама, да будет доволен Аллах всеми ими.

В общем, имам Малик взял свои знания у 900 шейхов, среди которых 300 были табиинами, а остальные 600 были их последователями.

Все ученые во все времена признавали авторитет, знания и величие имама Малика.

Имам Бухари сказал: «Самой достоверной цепочкой передатчиков (иснад) считается цепочка – Малик от Нафиа от Ибн Умара».

Имам Аш-Шафии сказал: «Если бы не Малик и Суфьян Ибн Уяйна, то знания ушли бы из Хиджаза». Также он сказал: «Малик мой учитель и от него мы взяли знания».

Имам Малик ибн Анас прожил свою жизнь, посвятив его поиску и передачи знаний религии Аллах. Он обладал хорошим нравом и точностью, богобоязненностью и аскетизмом. Он покинул этот мир в месяце сафар в 179 году хиджры.

Основными доводами, на которых имам Малик построил свой мазхаб, были: Коран, Сунна, Иджма, Кыяс, практика жителей Медины (амалю ахли-ль Мадина), кауль ас-сахабий (мнение или слово сподвижника Пророка, мир ему и благословение), истихсан, садд аз-зараиъ и истисхаб. Мы не будем подробно объяснять каждый вид довода. Для этого вы можете обратиться к книгам по усуль аль фикху.

Передатчики маликитского мазхаба и ученики имама Малика

Люди, перенявшие у имама Малика его знания и основы его школы, распространили маликитский мазхаб во многих странах мусульманского халифата. Среди них: Египет, Ирак, Андалусия, страны Магриба и многие африканские страны. Выделить из главных распространителей мазхаба и учеников Малика можно следующих:

Абу Хазим Саляма ибн Динар (умер в 185 г.), Абдуллах ибн Нафиъ (умер в 186 г.), Аль-Мугира ибн Абд ар-Рахман аль-Махзумий (умер в 188 г.), Маън ибн Иса аль-Каззаз (умер в 198 г.), Аль-Аъмаш (умер в 202 г.), Аль-Каънабий (умер в 221 г.), Абу Мусъаб Ахмад ибн аль-Касим, передатчик книги «Муватта» (умер в 242 г.) и другие.

Сулейман ибн Биляль аль-Кады (умер в 176 г.), шейхуль Ислям Абдуллах ибн аль-Мубарак (умер в 181 г.), Ибн Махдий (умер в 198 г.), Аль Валид ибн Муслим, передатчик книги «Муватта» (умер в 199 г.), Яхья ибн Яхья Ан-Найсабурий (умер в 226 г.) и другие.

Абд ар-Рахман ибн аль-Касим аль-‘Иткий, ближайший сторонник имама Малика, который провел рядом с ним двадцать лет (умер в 191 г.), АбдуЛлах ибн Вахб аль-Къураший, также является одним из ближайших сторонников имама Малика, который провел с ним двадцать лет (умер в 197 г.), Ашхаб ибн Абдуль Азиз ибн Дауд (умер в 204 г.), Ибн АбдульХакам (умер в 214 г.) и другие.

Шак’ран ибн Али аль-Кайрауаний (умер в 186 г.), Ибн Фарух (умер в 176 г.), Али ибн Зияд ат-Тунисий (умер в 183 г.), Аль-Бахлюль ибн Рашид аль-Кайрауаний (умер в 183 г.), Ибн Ганим (умер в 172 г.), Асад ибн аль-Фурат (умер в 213 г.) и другие.

Зияд ибн Абд ар-Рахман аль-Куртубий (умер в 193 г.), Аль-Гази ибн Кайс аль-Куртубий (умер в 195 г.), Яхья ибн Яхья аль-Куртубий, передатчик книги «Муватта» (умер в 234 г.), Иса ибн Динар аль-Куртубий (умер в 212 г.) и другие.

Выдающиеся ученые мазхаба

Если говорить об ученых маликитского мазхаба, то кроме вышеперечисленных можно также добавить имена таких выдающихся ученых как: Аль-Абхарий, Абу Бакр ат-Тартуший, Абу Бакр ибн аль-Арабий, Абу Зарр аль-Харавий, Ибн аль-Хадж, Ибн аль-Хаджиб, Ибн Заяйат, Ибн Батталь, Ибн Хальдун, Ибн Дакик аль-‘Ид, Ибн абдуль-Барр, Ас-Саалибий, имам Шатыбий, Аш-Шариф ат-Тальмасаний, аль-Каттаний и многие другие.

Книги маликитского мазхаба

Ученые маликитского мазхаба написали огромное количество книг по фикху. В этой статье мы постараемся перечислить основные книги мазхаба, среди которых есть древние и поздние. Это: 1. «Муваттаъ» автор — имам Малик. 2. «Аль-Мудауана» автор – имам Сахнун ибн Саид ат-Таннухий.

3. «Ар-Рисалятуль фикхийя» автор — Ибн Аби Зайд аль-Кайрауаний. 4. «Китабу ттафриъ» автор – Абу-ль Касим аль Басрий. 5. «Аль баян уа т-тахсыль» автор – Ибн Рушд «старший». 6. «Джамиуль уммахат» автор – Ибн аль Хаджиб. 7.

«Бидаятуль муджтахид уа нихаятуль мукътасыд» автор – Ибн Рушд (Аверроэс). Эта книга также включает в себя мнения и других мазхабов. 8. «Ат-Тавдых» автор – аль-Халиль ибн Исхак аль-Джундий. 9. «Ахкамуль Къуран» автор – Абу Мухаммад ибн аль Фурс. 10.

«Аз-Захира филь фикх аль маликий» автор – Абуль Аббас ибн Ахмад аль-Къурафий.

Как уже было сказано, ученики имама Малика распространили маликитский мазхаб в странах северной и западной Африки, а также Ираке, Хиджазе и Андалусии. Кроме этого маликитский мазхаб нашел своих последователей и в странах Шама.

Что касается сегодняшнего дня, то в Медине, где зародился мазхаб, его последователей не так уж и много, так как жители Саудовской Аравии в основном ханбалиты. В Ираке и странах Шама его последователей также не много.

В настоящее время маликитский мазхаб распространен в северной и западной Африке, а также маликиты есть в Кувейте и Бахрейне.

Последние материалы из рубрики:

Источник: //xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/malikitskij-mazhab-molitva/

Маликитский мазхаб (из серии «Мазхабы: правда и вымысел»)

Маликитский мазхаб молитва

Саид Исмагилов 

О маликитском мазхабе у нас знают мало и вспоминают нечасто. Даже те, кто любит рассуждать о «традиционных» и «нетрадиционных», «либеральных» и «радикальных» правовых школах, обходят его своим вниманием.

Видимо, сказывается географический ареал его распространения, а более всего он распространен на Африканском континенте. А между тем, маликитская школа развивалась практически одновременно с ханафитской, ведь оба имама-основателя жили в одно и то же время, и выступала полной противоположностью ханафитам. 

Это было обусловлено как территориальными особенностями, так и личностью самих ученых. Ведь кипящий религиями и культурами «котел» Междуречья, это совсем не тихая и пропитанная историей Ислама Медина.

А трудящийся в постоянной полемике, как с оппонентами, так и с учениками, да еще и в условиях острой нехватки хадисов имам Абу Ханифа, это не тихий кабинетный ученый имам Малик ибн Анас, скурпулезно собирающий хадисы в Городе Пророка (мир ему и благословение).

Отсюда и разный, зачастую противоположный, подход к решению шариатских проблем.

С определенной долей вероятности можно сказать, что каждый из них основал отдельное направление в исламском фикхе, Абу Ханифа основал направление «Аглю ар-Ра'и» (люди независимого мнения), а имам Малик основал «Аглю хадис» (люди хадисов).

Основатель мазхаба, имам Малик ибн Анас ибн Амир (712-796 гг.), родился в Медине в семье торговцев. Среди его родственников было много знатоков Корана и хадисов, у которых он обучался с раннего детства. Позже он учился у известных мединских ученых того времени и вскоре стал самым авторитетным факихом и духовным лидером Медины.

Не примыкая ни к какому политическому течению, он, тем не менее, склонялся к принципу выборности власти. Имам Малик принципиально отказывался от всех административных должностей и был тверд в защите своих убеждений.

Власти однажды даже подвергли его телесному наказанию за отстаивание принципа «клятва, данная под принуждением – недействительна». В богословских диспутах и встречах ученых он участвовал крайне мало, считая, что «наука – это не драка между петухами и баранами», как однажды он очень остро подметил.

Он работал как кабинетный ученый, подолгу исследуя аспекты шариата и систематизируя накопленные знания.

Собственно, условия, в которых он разрабатывал нормы фикха, способствовали тому, что он опирался на большое количество хадисов пророка, а также на фатвы и мнения многих его сподвижников. Это то, чего во многом лишен был Абу Ханифа.

Имаму Малику не нужно было прибегать к гипотетическому фикху, равно как и не было нужды часто использовать личный иджтихад.

Наследие Медины и так давало ему огромный пласт предыдущего богословского и правового опыта, пусть и в разрозненном виде.

Метод преподавания имама Малика был основан на повествовании хадисов и обсуждении их смысла в контексте проблем того времени. Он строго избегал практики рассуждения и гипотетического фикха, поэтому его школу и его последователей стали называть «людьми хадисов».

Особое внимание имам уделял сбору и классификации хадисов, установлению личностей их передатчиков и т.д.

Можно сказать, что Имам Малик был первым мухаддисом в классическом смысле этого термина, а уж потом он стал правоведом и основателем мазхаба.

Через время этот же путь пройдет и имам Ахмад ибн Ханбал, который вначале тоже занимался исключительно мусульманским Священным Преданием – хадисами.

Итогом работы имама Малика стал первый общепризнанный в исламской традиции сборник хадисов «Аль-Муватта», в который он включил хадисы пророка, высказывания и фатвы сподвижников пророка, а также предпринял первую попытку их систематизации.

«Аль-Муватта» сохранилась в двух редакциях: первая принадлежит его самому известному ученику – Мухаммаду Аш-Шайбани, вторая – Яхйе Аль-Лайси аль-Андалуси.

Имам Малик вел большую преподавательскую деятельность. Среди его учеников, помимо уже названного Аш-Шайбани, был Мухаммад Аш-Шафии, основатель шафиитского мазхаба, в котором использованы многие положения, разработанные имамом Маликом.

Имам Малик выводил правовые нормы из следующих источников, перечисленных в порядке их важности:

1. Коран 

Маликиты опираются прежде всего на ясные и недвусмысленные аяты Корана.

2. Сунна 

Будучи мухаддисом имам Малик имел много хорошо известных и передаваемых многими передатчиками хадисов пророка, но признавал и использовал хадисы и от единичных передатчиков, если они не противоречили аятам Корана и широко распространенным хадисам.

3. Амаль – практика жителей Медины 

Имам рассуждал, что поскольку многие из жителей Медины являются прямыми потомками сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Медина – это место, где пророк провел последние десять лет своей жизни, следовательно, традиции ее жителей являются одним из видов очень достоверной сунны, повествуемой делами, а не словами. Деяния мединцев имам считал даже более надежным источником информации, чем одиночные хадисы. Если перед ним стоял такой выбор, он отдавал предпочтение практике жителей Медины, о чем он сказал:

«Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».

4. Иджма 

Лучшим видом иджма имам Малик считал единогласное мнение самых выдающихся сподвижников пророка, также он признавал более поздний вариант иджма, когда одинаковую точку зрения высказывали все основные богословы последующих времен.

5. Индивидуальные мнения сподвижников пророка 

Есть данные о том, что имам Малик считал источником для решения правовых вопросов как индивидуальные мнения сподвижников пророка, так и фатвы некоторых известных табиинов (учеников сподвижников), но не приравнивал их к хадисам пророка и принимал, если они не противоречили практике жителей Медины.

6. Кыяс 

Для решения вопросов, не имеющих четкого ответа в предыдущих источниках, имам Малик широко использовал суждение по аналогии, которое рассматривалось как технический прием прямого сопоставления решаемого вопроса с примерами, изложенными в Коране или сунне.

7. Обычаи и привычки жителей Медины 

Имам Малик придавал некоторый вес и более редким обычаям, бытовавшим среди немногих жителей Медины, при условии, что они не противоречили Корану и известным хадисам.

8. Истислах (у ханафитов – истихсан) 

Этот принцип касается всего, что относится к сфере человеческого благосостояния, но не получило конкретного рассмотрения в основных источниках.

Истислах – это метод предпочтения, когда ученный из двух или нескольких возможных вариантов выбирал решение наиболее предпочтительное с его точки зрения.

Имам Малик применял истислах для выведения норм, в большей степени тех, необходимость в которых диктовалась текущими потребностями.

9. Садду аз-Зара'и 

Рационалистический принцип «суждения о запрещении и разрешении» имам Малик сводил к тому, что все, что, по его мнению, в конечном результате приведет к запретному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному – разрешено.

10. Урф (обычай) 

Для самого имама Малика весь урф (местные обычаи, не противоречащие шариату) сводился к традициям жителей Медины, однако позже, когда маликитский мазхаб широко распространился в разных регионах, ученые мазхаба расширили понятие урфа до любых обычаев не противоречащих Исламу.

Источник: //islam.plus/ru/welcome/smysl/malikitskii-mazhab-iz-serii-mazhaby-pravda-i-vymysel

Маликитский мазхаб

Маликитский мазхаб молитва

Эпоним — Малик ибн Анас. Для вынесения правовых предписаний и суждений имам Малик опирался на следующие источники:

  • 1. Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).
  • 2. Сунна. Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения пророка Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также “деяния мединцев”. Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир (высшая степень достоверности) и машхур (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков (ахад), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (раґй).
  • 3. “Деяния мединцев”, то есть устоявшуюся после пророка в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть её сомнению. “Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми”.
  • 4. Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиунов, но не приравнивал их к хадисам пророка и принимал, если они не противоречили “деяниям мединцев”.
  • 5. Кыяс, истислах. Истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от того, имеется возможность кыяса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом.
  • 6. Садду аз-Зарайи — какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, — поощряемо.

Ученики Малика ибн Анаса продолжили его дело и положили начало формированию мазхаба. Маликитский правовой толк распространился во многих странах. В самой Медине, а также Хиджазе этот мазхаб, правда, не обрёл популярности, но нашёл многочисленных последователей на западе мусульманского мира, в Северной Африке и мусульманской Испании.

Шафиитский мазхаб Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Его убеждения основывались на явных и ясных смыслах (нассах) Корана и Сунны, при этом он допускал ограниченное использование рациональных методов.

Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:

  • 1. Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана сподвижниками пророка. Коран не может отменять (насх) положения Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисы-ахад (хадисы от единичных передатчиков) принимаются и используются для вынесения правовых решений;
  • 2. Иджма, прежде всего иджма сподвижников пророка Мухаммада. Разделена на 2 категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и не признанная всеми (в том числе “деяния мединцев”, принимаемая лишь в исключительных случаях);
  • 3. Высказывания сподвижников пророка, в том числе единичные, но не опровергнутые другими сподвижниками. При различных мнениях предпочтение ни одному из них не отдается;
  • 4. Кыяс, проведённый подготовленным правоведом (муджтахид) путём особого исследования (иджтихада). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное мнение при противоречии кыяса другим постулатам религии) и истислах.

В начале IX века шафиитский мазхаб приобрёл большую популярность в Египте. После включения Египта в состав Османской империи официальным правовым толком стал ханафитский мазхаб, но шафиитский мазхаб (а также маликитский) сохранил позиции в массах народа.

Эпоним — Ахмад ибн Ханбаль. В методологии вынесения правовых предписаний Имам Ахмад фактически отдавал предпочтение хадисному материалу. Считал хадисы тафсиром(толкованием) Корана. При отборе хадисов решающее значение отводил иснаду, цепочке передатчиков, восходящей непосредственно к пророку; если 2 хадиса противоречили друг другу, сверял их с другими достоверными (сахих) хадисами.

Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках:

  • 1. нассы (Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение);
  • 2. фетвы сподвижников пророка;
  • 3. мнение сподвижников. В случае различия во мнениях необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;
  • 4. иджма (единое мнение различных поколений правоведов);
  • 5. истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).

Этот мазхаб”, выступает за продолжение исследований по любым религиозно-правовым вопросам без исключения и настаивает на необходимости наличия муджтахида, наделённого полномочиями вынесения независимых суждений по любым вопросам. Сейчас мазхаб Ахмада ибн Ханбаля является доминирующим мазхабом в Саудовской Аравии.

Раскол Ислама произошел сразу после смерти пророка Мухаммеда (с). Причиной этому, как ни странно стала власть. Родственники Пророка (с) хотели видеть Халифом Али, а по законам Ислама Халифом должен был стать тот человек, который лучше всего знает Ислам его законы.

Безусловно, Али достоин был этого звания, ведь, кроме того, что он был зятем Пророка (с) он также являлся главнокомандующим исламской армии.

Но так же этого достойны были и три остальные близкие сподвижники Пророка (с). После раскола на две большие ветви Ислам стал уязвим.

Многие правители после четырех первых Халифов начали использовать религию в своих личных целях. Под именем Газавата совершались набеги на соседние земли.

Территория халифата простиралась на десятки стран. Центром Халифата являлось Багдад. Но со временем окраины Халифата начали, получат независимость. В результате этого Ислам начал смешиваться с обычаями разных народов, что привело к тому, что в двух ветвях Ислама возникли другие веточки.

Кроме того, в каждой местности появлялись Имамы, которые, кроме того, что глубоко знали Коран и Ислам, также после смерти становились для отдельных народов покровителями. Всё это приводили к междоусобным войнам. В разное время появлялись люди, которые по своему трактовали Ислам. Причиной тому, то, что Священная книга после убийства Халифа Али была украдена.

Потом начали, новый сбор высказываний Пророка (с) и в результате этого в Исламе появилось много лишнего.

Так же появились разные группы людей, которые в своем веровании не признают Имамов и следуют только Корану и высказываниям Пророка (с). Это в первую очередь Салафити которые в в последние годы активизировались в республиках Средней Азии.

Салафити являются крайне экстремистским крылом Ислама. Раскол Ислама привел к большим противоречиям внутри религии и сделал его уязвимым вмешательству разных сомнительных личностей.

Результаты этого раскола до сих пор чувствуют на себе жители стран, в которых проживают представители обеих ветвей Ислама.

Page 3

Перейти к загрузке файла

  • 1. Религии мира, т. 6.,ч. 2. Москва “Аванта+”. 1999 г. – 686 с.
  • 2. Религии мира. Энциглопедие, Москва, изд. “Бедфаксиздатгрупп”. 2003 г. – 272 с.
  • 3. Ахадов А.Ф. Ислам в погоне за веком. – М.: Политиздат, 1988. – 80 с.
  • 4. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. 2-е изд. М.: Политиздат, 1966. – 284 с.
  • 5. Большая Исламская Научная Энциглопедия. – Нефтесала, 2001 г. – 764с.
  • 6. Религиоведение. Учебное пособие, П.И. Костюкович, Минск ООО “новое знание”, 2002 г. – 192 с.
  • 7. Алиев М.С. Год жизни мусульманина.- СПб.: Вектор, 2007. – 223 с.
  • 8. “Религия Мира-Ислам” Москва 2005 г, автор Рукайя Максуд
  • 9. “История Ислама” Москва 2005 г., издательство ACT
  • 10. “История Религии” Москва 2002 г., издательство Высшая Школа

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: //studwood.ru/530442/religiovedenie/malikitskiy_mazhab

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.