М в лермонтов молитва

М ю лермонтов стихи молитва

М в лермонтов молитва

  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    ХОРОШЕГО ТЕБЕ НАСТРОЕНИЯ, ДОРОГОЙ .

    А третья, в таком изумительном исполнении, так прекрасна. Не похожа на его творчество. Спасибо, как интересно!

    Михаил Лермонтов — Молитва (В минуту жизни трудную): Стих

    В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    Есть сила благодатная

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

    Анализ стихотворения «В минуту жизни трудную» Лермонтова

    Лермонтов вошел в поэтический мир, прежде всего, как бунтарь-одиночка. С самых ранних произведений он развивает романтический образ поэта, противостоящего толпе. Главные устремления лирического героя – достижение свободы и независимости.

    Параллельно он разрабатывает демоническую тему. Идеал Лермонтова – мятежный дух, стоящий выше людских и божественных законов. Естественно, такие настроения были очень далеки от христианского смирения и покорности.

    Многие считали поэта вольнодумцем и безбожником.

    Именно поэтому стихотворение «В минуту жизни трудную», или «Молитва», резко выделяется на общем фоне творчества Лермонтова. Оно было написано в 1839 г., вскоре после возвращения поэта из ссылки. Обращение к религиозной теме можно объяснить мучительным поиском выхода из непростой ситуации.

    Защита Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» вызвало царскую опалу и закрыло для Лермонтова двери во многие дома высшего общества. К нему стали относиться с подозрением и недоверием. Будучи еще молодым человеком, поэт с горечью признает, что не находит в людских сердцах отклика на свои призывы к справедливости.

    Его отчужденность от мира только усиливается.

    Маловероятно, что Лермонтов испытал внезапное религиозное озарение. Просто вера осталась единственным средством к спасению, когда другие возможности уже исчерпаны. Есть свидетельства, что на поэта сильно повлияло общение с М. Щербатовой, призывавшей его обратиться к Богу.

    Спокойное и грустное стихотворение все равно не укладывается в религиозные стандарты. В нем вообще не упоминается Бог, святые или какие-либо библейские персонажи. Автор не прибегает к покаянию, что по идее следовало бы сделать в первую очередь, учитывая его жизнь и поступки. Он смиряет свою гордость, но не признает за собой ошибок.

    Молитва Лермонтова проста и легка. Конкретное ее содержание совершенно не важно. Значение имеет само «созвучье слов живых». Их сочетание имеет невероятную силу, позволяющую человеку сбросить с себя тяжелый груз накопленных переживаний и страданий. Молитва способна очистить душу и дать возможность и дальше нести свой жизненный крест.

    Стихотворение удивительно лирично и музыкально. Впоследствии на его основе был создан романс.

    Стих «В минуту жизни трудную» стал ярким образцом религиозной лирики. В наше время он очень высоко ценится среди последователей неортодоксальных христианских учений.

    Отзывы к стихотворению

    Вообще мне очень нравится творчество Лермонтова, но «Молитва» одно из моих самых любимых стихотворений.

    Мне кажется, что раньше людям легче давалось переживать невзгоды, так как была вера. Сейчас верить трудно, так как на смену вере пришло знание.

    Просто до глубины души тронуло, а ведь и не длинное стихотворение, но как точно написано, аж душа раскрылась.

    Люблю стихи Лермонтова, душевные, трогательные и подходят к разным жизненным обстоятельствам. При стихотворении «Молитва» даже душа облегчается.

    Какой яркий стих. Показывает силу слов. Можно подумать сам Лермонтов повторяя эту Молитву подбадривает себя писать ещё и ещё. Воодушевляет.

    Светлое, легкое стихотворение…

    Обожаю этот стих, у нас как раз по программе стихи Лермонтова.

    Нам этот стих уже задавали и к тому же оно учится легко.

    ТОП-20 стихов

    Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

    © Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом.

    При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено.

    Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

    Молитва — Михаил Лермонтов

    В минуту жизни трудную,

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    Есть сила благодатная

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

    В минуту жизни трудную. На слова М.Ю. Лермонтова

    Нет похожих книг.

    • Мой Мир
    • Живой Журнал

    И это написано в 1839 году..сейчас такого не напишут.

    Сейчас напишут и поглубже, нужно искать и читать. Например Иеромонах Роман Матюшин. Спаси Господи!

    ахахаха, да, конечно, иером. Роман лучше Лермонтова…

    вот это поколение интернет-поэзии…

    Просто вы не хотите видеть бриллианты современной поэзии. Да, сейчас много поэтического мусора. Но в те времена тоже было немерено мусорной поэзии, которую писали все, кому не лень, и кого учили стихомсложению. Пройдут многие годы, и стихотворения поэтов нашего времени будут давать в школах так же, как сейчас дают Маяковского и Цветаеву.

    «Молитва» — стихотворение Лермонтова, написанное уже в конце творческого пути в 1839 году. В его поэзии есть и другие стихотворения с тем же названием: в ранней лирике это стихотворение «Не обвиняй меня Всесильный…», созданное в 1829 году, оно при жизни поэта не печаталось, и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», которое было написано в 1837 году, то есть немногим ранее рассматриваемого.

    Даже среди шедевров лермонтовской лирики «Молитва» 1839 года поражает удивительной гармонией и проникновенностью звучания. Все художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека.

    В творчестве Лермонтова «Молитва» стала стихотворением, обозначившим новый поворот во внутреннем, душевном и духовном, состоянии поэта. Она стала ответом тем, кто обвинял его в безверии и демонизме.

    Самой молитвы нет, как у Пушкина, например. Есть только само восприятие человеком Божественного откровения. Дан ответ: Господи! Ты со мною. Не оставляй меня.

    С душой… Хороший стих

    Красивый стих, мне задали его в школе выучить. Мне понравился и легко учится.

    Хороший стих, выучил на #5

    Короткий и довольно посредственный стих. В школе выучил за 15 минут на перемене.

    Не вам , уважаемый, и не нам судить. Сначала сами напишите что-нибудь стоящее.

    Все мы скоры на осуждение. А как обернёмся да посмотрим на плоды дел своих, так сразу понимаем: лучше бы и рта не раскрывали. Простите за ответ.

    О! Как самонадеян сей глупец!

    Смешить людей — вот весь его удел!…((

    Скажу прямо, не такие они и талантливые, был бы талант, истинный, не умерли бы в бедности. Ни Пушкин, ни Гоголь и другие.

    Потому что за их творчество им не кто не платил времена другие были…

    Их талант был направлен против жестокости власти. Из-за этого они попадали в ссылки . Они являлись началом освободительного процесса под названием революция (1917) . Они рождали патриотизм, любовь к РОДИНЕ и веру крестьян в свою силу .

    *даня утверждать об истином таланте писателей нам дает право их известность, их особый склад ума, их важный, бесспорный и непоколебимый вклад в мир, где основной массой управляют меркантильность и лицемерие. Богатым можно быть только душой. Всё остальное — иллюзия.

    Как только поймешь о чем я, разбей свою драгоценную копилку и купи пару книг. Forbes подождет.

    Самое загадочное произведение Лермонтова…

    … скажите, а о какой молитве идет речь в стихотворение?

    Увы, это неизвестно.

    Преподобный Варсонофий Оптинский считал, что в этом стихотворении говорится про Иисусову молитву.

    Почивший 20 февраля2017 г. Схиархимандрит Кирилл Павлов диктовал это стихотворение своим чадам, как молитву.

    Другое время. Другие стихи. Такие гении часто не рождаются.

    Неблагодарное это занятие — объяснять стихи прозой.

    Кто певец … звучит как солист в хоре мальчиков?

    Оксана!О каком конце творческого пути Вы говорите? В момент опубликования стихотворения «Молитва» 14 ноября 1839 года в «Отечественных Записках» Лермонтову 25 лет и только в этом году напечатаны «Герой нашего времени» и и»Мцыри».

    А «Молитва» скорее всего написана в период ареста Лермонтова после написания им «На смерть поэта» в 1837 году.Именно тогда он прочувствовал исцеляющую силу «Молитвы» и написал практически гимн молитве. Это период начала творческого созревания поэта.

    К сожалению мы были лишены возможности прикоснуться к его будущим несомненно более зрелым произведениям, ибо через два года после опубликования «Молитвы» он погиб.

    Стихотворение Лермонтова М.Ю

    Я, матерь божия, ныне с молитвою

    Не о спасении, не перед битвою,

    Не с благодарностью иль покаянием,

    Не за свою молю душу пустынную,

    За душу странника в свете безродного;

    Но я вручить хочу деву невинную

    Теплой заступнице мира холодного.

    Окружи счастием душу достойную;

    Дай ей сопутников, полных внимания,

    Молодость светлую, старость покойную,

    Срок ли приблизится часу прощальному

    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —

    Ты восприять пошли к ложу печальному

    Расстались мы, но твой портрет

    Я на груди моей храню:

    Как бледный призрак лучших лет,

    Он душу радует мою.

    И, новым преданный страстям,

    Я разлюбить его не мог:

    Так храм оставленный — все храм,

    Кумир поверженный — все бог!

    Я не хочу, чтоб свет узнал

    Мою таинственную повесть;

    Как я любил, за что страдал,

    Тому судья лишь бог да совесть.

    У них попросит сожаленья;

    И пусть меня накажет тот,

    Кто изобрел мои мученья;

    Укор невежд, укор людей

    Души высокой не печалит;

    Пускай шумит волна морей,

    Утес гранитный не повалит;

    Его чело меж облаков,

    Он двух стихий жилец угрюмый,

    И, кроме бури да громов,

    Он никому не вверит думы.

    Не смейся над моей пророческой тоскою;

    Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

    Я знал, что голова, любимая тобою,

    С твоей груди на плаху перейдет;

    Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

    Мне в мире не найти; настанет час кровавый,

    И я паду, и хитрая вражда

    С улыбкой очернит мой недоцветший гений;

    И я погибну без следа

    Моих надежд, моих мучений.

    Но я без страха жду довременный конец.

    Давно пора мне мир увидеть новый;

    Пускай толпа растопчет мой венец:

    Венец певца, венец терновый.

    Пускай! я им не дорожил.

    Прощай, немытая Россия,

    Страна рабов, страна господ,

    И вы, мундиры голубые,

    Быть может, за стеной Кавказа

    Укроюсь от твоих пашей,

    От их всевидящего глаза,

    От их всеслышащих ушей.

    Спеша на север издалека,

    Из теплых и чужих сторон,

    Тебе, Казбек, о страж востока,

    Принес я, странник, свой поклон.

    Чалмою белою от века

    Твой лоб наморщенный увит,

    И гордый ропот человека

    Твой гордый мир не возмутит.

    Но сердца тихого моленье

    Да отнесут твои скалы

    В надзвездный край, в твое владенье

    К престолу вечному аллы.

    Молю, да снидет день прохладный

    На знойный дол и пыльный путь,

    Чтоб мне в пустыне безотрадной

    Молю, чтоб буря не застала,

    Гремя в наряде боевом,

    В ущелье мрачного Дарьяла

    Меня с измученным конем.

    Но есть еще одно желанье!

    Боюсь сказать! — душа дрожит!

    Что, если я со дня изгнанья

    Совсем на родине забыт!

    Найду ль там прежние объятья?

    Старинный встречу ли привет?

    Узнают ли друзья и братья

    Страдальца, после многих лет?

    Или среди могил холодных

    Я наступлю на прах родной

    Тех добрых, пылких, благородных,

    Деливших молодость со мной?

    О, если так! своей метелью,

    Казбек, засыпь меня скорей

    Без сожаления развей.

    Стихотворение Лермонтова М.Ю. – Молитва

    См. также Михаил Лермонтов – стихи (Лермонтов М. Ю.) :

    Молитва

    В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудн.

    Молитва

    Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак з.

    Если вам принадлежат права на какие-либо из материалов и вы не желаете, чтобы они были на нашем блоге, свяжитесь с нами, и мы немедленно их удалим!

    При использовании материалов сайта, будь то Стихи, Проза (рассказы, поэмы, повести, новеллы) и т.д. активная ссылка на poesias.ru обязательна!!

    Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!

  • Источник: https://xn----7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/m-yu-lermontov-stihi-molitva/

    Анализируем стихотворение Лермонтова «Молитва» (1837)

    М в лермонтов молитва

    статьи

    стихи, школьная программа

    Давайте начнем с того, что у Лермонтова есть 3 стихотворения под названием «Молитва»: первое было написано им в 15 лет (в 1829 году) и не опубликовано при жизни; второе, то о котором мы сегодня поговорим, создано в 1837 году («Я, матерь божия…»). А третье сочинено позже, в 1839 году («В минуту жизни трудную…»).

    Анализ

    Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова относится к зрелой лирике поэта (написано оно было в 1837 году). Оно представляет собой молитву Богородице о счастье любимой.

    Литературоведы считают, что поэт посвятил его своей соседке по московской квартире — Варваре Лопухиной, глубокое чувство к которой он пронес через всю свою жизнь. Впервые это стихотворение было приложено к письму Марии Лопухиной, другу поэта и сестре его возлюбленной, под названием «Молитва странника».

    Таким образом, главной темой произведения вполне можно считать тему любви. И это стихотворение заслужено считается одним из лучших в любовной лирике Лермонтова.

    Как мы видим, в стихотворении поэт обращается к Божьей матери с просьбой защитить свою любимую, послать ей счастливую жизнь и спокойную смерть, дать самого лучшего ангела-хранителя, окружить ее достойными людьми. Поэтические строки наполнены нежностью и чистотой.

    Проблемы, отраженные в стихотворении

    Стоит отметить, что в произведении затрагивается также и несколько других проблем — нравственная, философско-религиозная, онтологическая.

    Давайте раскроем суть некоторых из них: онтологическая проблема, на мой взгляд, выражается здесь в том, что лирический герой обращается к высшим силам с просьбой о «душе достойной». Так как не чувствует себя способным защитить близкого человека, дать ему счастье и наполненную жизнь.

    Философско-религиозная же тема раскрывается в том, что Лермонтов видит духовную силу, способную помочь и спасти, лишь в божественном мире. Мир же людей представляется поэту «холодным», то есть равнодушным, мрачным местом. Стоит полагать, что помимо названных в стихотворении присутствует еще и философско-онтологическая проблема (проблема одиночества лирического героя и его души).

    Через молитву лирического героя читатель может уловить конфликт между человеком и толпой, его окружением. Лирический герой предстает перед читателем отшельником, одиноким, непонятым обществом и отвергнутым им.

    Однако в стихотворении присутствует хронотоп церковного таинства и интонационно произведение имеет ритм молитвы. Все это помогает настроить читателя на восприятие стихотворения, погружая его в чувства поэта целиком.

    Также в стихотворении присутствует противопоставление. Это антитеза чистоты, «теплой заступницы» и холодного окружающего мира. Лирический герой, будто бы забывая о самом себе, молится совсем не о собственных печалях, а о счастье для любимой.

    Анализ структуры стихотворения «Молитва»

    Анализируя метрическое строение стиха, можно отметить, что он написан четырехстопным дактилем в сочетании с большим количеством сверхсхемных ударений и с некоторым числом пропущенных ударений в ряде сильных мест. Все это придало произведению оригинальный мелодический рисунок.

    Композиционно же это стихотворение можно разделить на две части: первая – обращение поэта к Божьей матери, а вторая – исповедь лирического героя, раскрытие собственной души перед высшими силами, просьбы о сохранении души «невинной девы».

    Важно также отметить, что стихотворение построено в виде монолога, философского размышления, но помимо лирического героя в стихотворении присутствуют образы его любимой и «матери божьей.» То есть явно различимы три образа – лирический герой, его возлюбленная и божественный образ, представленный Богородицей.

    Причем образ возлюбленной в этом стихотворении выходит на первый план и даже несколько вытесняет образ лирического героя. Поэт рисует ее как нежную и чистую девушку, светлое и духовное существо с благородным сердцем.

    Мы видим это из таких эпитетов, как «дева невинная», «душа прекрасная и достойная», «сердце незлобное».

    В произведении присутствуют ряды однородных членов, разнообразные средства художественной выразительности (в особенности эпитеты, погружающие читателя в ту таинственную атмосферу, которую пытался передать М.Ю. Лермонтов). Также присутствует инверсия, придающая герою спокойствие, антитеза («мир холодный»– «теплая заступница», «молодость светлая»– «старость покойная»).

    Лирический герой возвышает свою любимую до образа божественного, а себя же со своей «пустынной» душой относит к «темному миру».

    Это помогает читателю разглядеть христианскую мифологию, которая пронизывает практически все стихотворение.

    Ну а еще такое противопоставление указывает на невозможность поэта быть вместе с возлюбленной, которое вынуждает героя к одиночеству и говорит о неразделенной любви.

    В последнем абзаце поэт обращается к матери Божьей с просьбой послать к «ложу печальному душу прекрасную», что, на мой взгляд, является важным уточнением, так как в своем раннем творчестве поэт приравнивает образ лирического героя к образу демона, что впоследствии (уже в более поздней лирике) исчезает.

    На смену прошлым представлениям приходит спокойствие, смирение, истинная вера в Бога.

    Можно предположить, что по этой причине для словосочетания «прекрасная душа» используется определение «лучшей», то есть более возвышенной души, ведь демон – воплощение злых сил, но ради счастья любимой готовый полностью отказаться от своих убеждений, поверить в Бога, вверив ему свою судьбу.

    Статья предоставлена Киндеевой Маргаритой (с небольшими дополнениями главного редактора).

    Похожая статья:

    Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»

    Советую почитать другие отзывы и статьи:

    Источник: https://chitatelnica.ru/stati/lermontov-molitva-ya-mater-bozhiya-1837-analiz.html

    Стихотворение м лермонтова молитва

    М в лермонтов молитва

    Постараемся детально ответить на вопрос: стихотворение м лермонтова молитва на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.

    Я, матерь божия, ныне с молитвою

    Пред твоим образом, ярким сиянием,

    Не о спасении, не перед битвою,

    Не с благодарностью иль покаянием,

    Не за свою молю душу пустынную,

    За душу странника в мире безродного;

    Но я вручить хочу деву невинную

    Теплой заступнице мира холодного.

    Окружи счастием душу достойную;

    Дай ей сопутников, полных внимания,

    Молодость светлую, старость покойную,

    Сердцу незлобному мир упования.

    Срок ли приблизится часу прощальному

    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —

    Ты восприять пошли к ложу печальному

    Лучшего ангела душу прекрасную.

    Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

    Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

    Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

    Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление.

    Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше.

    По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы.

    Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

    Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

    В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия.

    Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям.

    Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления.

    Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

    Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту.

    Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели.

    Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

    История создания

    «Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.

    По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

    Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.

    Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

    Тема и идея стихотворения

    Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

    «В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть»…

    Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

    «Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть»

    Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

    «И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них»

    Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

    «С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…»

    Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве.

    Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества.

    Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

    Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.

    Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.

    В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

    Художественные средства

    В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

    Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».

    Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

    Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

    В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

    В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

    Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

    Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

    Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

    Источник: https://xn----7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/stihotvorenie_m_lermontova_molitva/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.