Как молитва в исламе

Молитва в исламе – Русская историческая библиотека

Как молитва в исламе

Пророк Мухаммед придавал большое значение молитве для обращения людей в ислам. Молитва упоминается в первых откровениях Корана, что доказывает ее древнее происхождение.

Коран настаивает на ее обязательности и недвусмысленно порицает всякую небрежность в ее отношении.

Отсюда и ограничения, касающиеся вина, в конечном счете приведшие к запрещению его употребления (сура 4, стих 46: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны…»).

Но мусульманская молитва в ее современной форме была, вероятно, предписана только после хиджры под влиянием древнееврейского ритуала. До того считалось заслугой знать наизусть много стихов Корана, проявлять благоговейное бдение.

«Поистине, Господь твой знает, что ты простаиваешь меньше, чем две трети ночи, и половину ее и треть; и люди из тех, что с тобою» (сура 73, стих 20). Но это – идеал.

В действительности же, в мекканский период, если судить только по тексту Корана, хороший мусульманин, видимо, мог удовольствоваться верой в бога и отказом от культа идолов. Кажется, что он не должен был соблюдать какие-либо определенные обряды.

Пять ежедневных мусульманских молитв

Приверженец ислама должен совершать ежедневно пять молитв: на заре (салят ас-субх или аль-фаджр), в полдень (салят аз-зухр), во второй половине дня (салят аль-аср), при заходе солнца (салят аль-магриб) и в начале ночи (салят аль-иша).

По поводу такого числа молитв встречаются объяснения в легендах. Когда Мухаммед совершал свое ночное вознесение на небеса (исра), он получил от аллаха повеление предписать правоверным молиться по пятьдесят раз в день.

После беседы с аллахом Мухаммед встретил Моисея, и тот, находя чрезмерным такое количество молитв, несколько раз посылал его к аллаху, который, наконец, согласился сократить число молитв до пяти.

В одном хадисе рассказывается о том, как архангел Джабраил спускался пять раз в один день, чтобы сотворить обрядовую молитву в присутствии Мухаммеда, который следовал его примеру.

Исламовед Хутсма на основании некоторых стихов Корана предполагает, что сначала было только три молитвы, из которых две потом разделились каждая на две отдельные молитвы. Гольдциер предполагает иранское влияние. Из всего сказанного видно, что число молитв не было определено при жизни Мухаммеда, и точная датировка установления их затруднительна.

Пять ежедневных молитв обязательны для всякого взрослого и находящегося в здравом уме мусульманина. Больные освобождаются от молитв, но должны совершить их после выздоровления. Тот, кто по своей воле пренебрегает молитвой, считается неверным (кафиром).

Очищение перед молитвой

Молитвы предполагают некоторые предварительные условия. Так, прежде чем приблизиться к богу, верующий должен очиститься – этот обряд заимствован, вероятно, у мединских евреев. Вот какие слова приписывает Мухаммеду священное предание: «Чистота – половина веры».

Мусульманское право различает две степени ритуальной нечистоты: малая нечистота (хадас), происходящая от прикосновения к чему-либо нечистому, от удовлетворения естественных потребностей и т. п.

; большая нечистота (джанаба), возникающая врезультате половых сношений, ночных поллюций, менструации, родов.

Этим двум состояниям соответствуют два вида очищений (тахары) – обычное омовение (вуду), которое всегда должно предшествовать молитве: водой, чистой с точки зрения шариата, правоверный обмывает себе лицо, руки до локтей, проводит по голове смоченной правой рукой, обмывает ноги (сура 5, стих 8).

В случае отсутствия воды можно заменить ее песком (таяммум – очищение посредством чего-либо сыпучего) (сура 5, стих 9). Большая нечистота требует полного, тщательного обмывания всего тела, включая волосы, обязательно водой. Следует заметить, что всякое загрязнение, происшедшее во время молитвы, делает ее недействительной.

Кроме того, тело молящегося должно быть покрыто одеждой в соответствии с законом; женщины открывают лицо и руки.

Необязательно совершать молитву в мечети. Можно выполнять эту обязанность дома или даже на открытом воздухе, только не на могилах и не в нечистых местах (на бойнях и т. п.).

Составные части исламской молитвы

Молящийся сначала обращает свое лицо к Мекке (кыбла).

Затем проверяет, не загрязнена ли почва, и ограничивает на ней пространство, на котором он будет во время молитвы отделен от внешнего мира; такое ограничение производится обычно автоматически, с помощью ковра (саджжада). После этого молящийся шепотом или вслух излагает свое намерение (нийя) совершить такую-то молитву (утреннюю или другую).

Ритуальная молитва состоит из следующих элементов. Верующий

1. Стоя, подняв руки до уровня плеч, молящийся произносит слова «Аллах акбар» («аллах превелик»), которые составляют такбир аль-ихрам.

2. Продолжая стоять и вложив левую руку в правую, молящийся читает «Фатиху», первую суру Корана.

3. Молящийся склоняется так, чтобы ладони коснулись колен (руку).

4. Выпрямляется (итидаль) и поднимает руки, произнося: «Аллах слушает того, кто воздает ему хвалу».

5. Опускается наземь, сначала став на колени, затем приложив к земле ладони и, наконец, распростершись так, что касается земли носом (суджуд), – кульминационный момент молитвы.

6. Присаживается, не вставая с колен (джулус или кууд),

7. Простирается опять (второй суджуд).

Этот ряд положений, начиная с произнесения «Фатихи», составляет один ракат. Молитвы, совершаемые в полдень, во второй половине дня и ночью, включают в себя по четыре раката. Те же, которые совершаются на утренней и вечерней заре, состоят первая из двух, а вторая из трех ракатов.

Последовательные положения мусульманина во время молитвы

После второго суджуда молящийся садится, поджав ноги, и произносит последовательно: формулу исповедания веры (шахаду), которую надлежит повторять после каждых двух ракатов, затем особую молитву за Пророка и, наконец, формулу: «Да будет на вас благодать и милосердие аллаха!», повторяемую дважды, сначала обратившись в правую сторону, а затем – в левую. Это – приветствие, обращенное к верующим и ангелам-хранителям. Это формула десакрализации (таслим ат-тахлиль). Она кладет конец состоянию, создаваемому начальной формулой: «Аллах превелик».

На этом молитва кончается. Небесполезно обратить внимание на то, что она не содержит никакой просьбы.

Что же касается ее частностей, то они послужили причиной споров между представителями различных юридических систем (мазхабов).

Например, нужно ли произносить ее тихо или громко? Каково точно определенное положение рук и ладоней? В последнем пункте шииты расходятся с суннитами. Находящимся в пути разрешается сокращать положенные пять молитв.

Необязательные молитвы

Кроме этих канонических молитв, некоторые совершают еще другие, необязательные молитвы. Самая известная из них – ночная молитва (салят аль-лейль и в Коране тахаджжуд). Не следует смешивать ее с последней из пяти ежедневных молитв. Эта ночная молитва не может не вызвать мысли о христианских бдениях (в их древней форме).

Весьма вероятно, что этот благочестивый обряд усердно совершался в раннюю пору ислама (вспомним ночные бдения Мухаммеда) и утратил свой обязательный характер после установления пяти канонических молитв. Тем не менее ночная молитва сохраняется до сих пор и особенно принята в течение месяца рамадана.

Другая необязательная молитва – уитр (нечет) состоит в добавлении одного раката к четному числу ракатов ночной молитвы.

Следует упомянуть также о молитвах, совершаемых от избытка благочестия (нафль, татавву), и о молитвах, которые вызываются особыми обстоятельствами: при затмениях (кусуф, хусуф), о ниспослании дождя (истиска), специальные молитвы в два годовых канонических праздника, молитва об исполнении желания (салят аль-хаджа), молитва, предшествующая принятию важного решения (истихара).

Молитва за умерших (салят ала-ль-мейит, салят аль-джиназа) является долгом по отношению к каждому умершему мусульманину. Однако обязательность ее оспаривалась в случае, если умерший был несостоятельным должником или самоубийцей. Имам становится в головах носилок, когда хоронят мужчину, и в ногах, когда хоронят женщину.

Изложив свое намерение (нийя), он прочитывает четыре такбира с поднятыми руками. После первого такбира он читает «Фатиху», после второго – молитву за Пророка, после третьего – моление (дуа) о снисхождении к умершему, после четвертого – моление о снисхождении к присутствующим. Церемония заканчивается двумя таслимами.

Относительно места этой молитвы мнения расходятся: ее совершают либо в доме умершего (так бывает, например, на острове Ява), либо в мечети, либо на кладбище. В Северной Африке покойника несут на кладбище с пением поэмы «Бурда». «Немалое удивление должны вызвать у арабиста первые двадцать, стихов этой поэмы.

Она посвящена восхвалению Пророка, но начало ее, как и начало большинства арабских касыд (од), использовано поэтом для того, чтобы оплакать уход его возлюбленной» (Дуттэ). Умершего, завернутого в саван, кладут в могилу.

Каноническая молитва читается индивидуально, но рекомендуется совершать ее при собрании верующих, предпочтительно в мечети, при любом числе присутствующих. Молящиеся становятся правильными рядами (женщины – позади).

Этой совместной молитвой (джамаа) руководит имам, и все тщательно воспроизводят те позы, которые он принимает согласно ритуалу. Такая молитва обязательна по пятницам (салят аль-джума). Она совершается в полдень и заменяет салят аз-зухр.

По учению шафиитов, нужно по крайней мере сорок верующих, чтобы эта молитва имела силу (женщины в ней не участвуют).

Coстоит она из проповеди (хутба) и двух ракатов; принято совершать еще два раката перед проповедью! Такая проповедь первоначально произносилась халифом или его представителем, но затем их сменили профессиональные проповедники (хатибы).

Мечеть как место для молитвы

Мусульмане не обязательно отдыхают по пятницам. Мечеть (масджид – «место, где простираются ниц») – это зал для молитвы со сводами, опирающимися на колонны; в глубине этого зала, посредине стены, ниша с более или менее богатыми украшениями (михраб) указывает направление к Мекке (кыбла), совершенно необходимое для того, чтобы молитва имела силу.

Имам становится перед этим михрабом. Рядом с михрабом наводится кафедра (мимбар) для проповедника. На специальном возвышении помещаются официальные чтецы Корана во время торжественных богослужений.

С противоположной михрабу стороны находится двор (сахн); с внутренней стороны, вдоль окружающей его стены, обычно имеются крытые галереи с отделениями, где совершается обряд омовения. Прототипом мечети, вероятно, послужил двор в доме Пророка; в одном конце его строение вроде сарая служило приютом для верующих.

Не приходится сомневаться, что на устройстве мечетей сказалось влияние христианских соборов, многие из которых были приспособлены для отправления религиозного культа арабов-победителей.

В одном из углов мечети высится минарет, с которого муэдзин (чаще всего слепой, чтобы он не мог подглядеть тайн дворов и террас) пронзительно выкрикивает нараспев призыв (азан) к пяти ежедневным молитвам.

У правоверных азан состоит из следующих обращений: «Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме аллаха! Свидетельствую, что Мухаммед – посланник аллаха! Идите на молитву! Идите ко спасению! Аллах превелик! Нет божества, кроме аллаха!» Такие восклицания повторяются много раз; количество повторений различно в зависимости от мазхабов. В шиитский азан между пятым и шестым обращениями введено следующее: «Идите к лучшему из дел!» Наличие такого обращения свидетельствует о водворении шиизма в данном районе.

Источник: http://rushist.com/index.php/islam/3539-molitva-v-islame

Как правильно молиться в исламе- фикх

Как молитва в исламе

– Тот, кто решил сделать молитву, должен обратиться в сторону Киблы, проявляя смиренность от осознания того, что сейчас он стоит перед Господом миров.

– Затем он делает намерение в сердце, какую именно молитву он хочет совершить.

– Затем он поднимает свои руки до уровня плеч или ушей и говорит: “Аллаху Акбар”. [Приводится у Муслим]

– Затем он обхватывает левую руку правой рукой или просто кладет правую руку на левую. Затем ставит руки под пупком или на груди. [Приводится у Ахмад]

– Затем он опускает взгляд и смотрит на место земного поклона, а затем говорит: “Субхана-ка, Аллахумма, уа би-хамди-ка, уа табарака исму-ка уа та’аля джадду-ка уа ля иляха гъейру-ка”

(слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя). [Приводится у Муслим]

– Затем он произносит про себя: “А’узубиЛлахи мина-ш-шайт1ани р-раджим”, “БисмиЛлахи Р-Рахьмани Р-Рахьим”

(“я прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями”, “с именем Аллаха, Милостивого Милосердного”). [Приводится у Муслим]

– Затем он читает суру аль-Фатиха [Приводится у аль-Бухари], а потом говорит “Аамин”, что означает “О, Аллах, ответь”.

– Затем после этого он читает какую-либо суру или какие-либо аяты из Корана в первых двух рака’атах каждой молитвы. И это следует делать вслух в утренней молитве, а также в первых двух рака’атах вечерней и ночной молитвы.

Затем он произносит слова такбира, склоняется в поясном поклоне и кладет ладони на колени, при этом раскрыв пальцы рук, тем самым обхватывая колени. Его голова и спина выпрямлена.

Затем он говорит: “Субхьана раббия ль-’Азым” (“слава моему Великому Господу”) трижды. [Приводится у ат-Тирмизи]

– Затем он, выпрямляясь, говорит (имам и мунфарид): “Сами’а Ллаху лиман хьамидаху” (“да услышит Аллах того, кто Его восхвалил”) [Приводится у ат-Тирмизи].

А затем следует сказать (всем: имаму, ма1муму и мунфариду): “Рабба-на, уа ля-ка-ль-хьамду миль1а-с-самауати, уа миль1а-ль-арды, уа ма байна-хума, уа миль1а ма ши1та мин шаййин ба’ду”

(Господь наш, хвала Тебе, и пусть она наполнит собой небеса, землю, то, что находится между ними, и то, что ещё Ты пожелаешь). [Приводится у ат-Тирмизи]

– Затем он произносит слова такбира и падает ниц в земном поклоне. И первое, что касается земли – это колени, затем руки [Приводится у Абу Дауд], затем лоб и нос. При этом он ставит ладони на землю на уровне ушей или плеч.

Он обращает пальцы рук в сторону Киблы, приподнимает части рук от кистей до локтей от земли, отдаляет предплечья (от локтя до плеч) от своих боков [Приводится у аль-Бухари],

а также отдаляет живот от ляжек и говорит: “Субхьана раббияль-А’ля” трижды. В этом положении следует стараться делать ду’а как можно больше. [Приводится у Муслим]

– Затем он, произнося слова такбира, поднимает голову (но при этом не поднимает рук) и садится в форме аль-ифтираш, то есть стелет левую ногу и ставит правую [Приводится у Муслим]. При этом пальцы правой ноги направлены в сторону Киблы.

Руки же следует положить на ляжки ног в раскрытом виде ладонями вниз и направить пальцы в сторону Киблы.

И при этом он говорит: “Аллахумма-гъфир ли, уа-рхьам-ни, уа-джбур-ни, уа-хди-ни, уа-рзукъ-ни” (О, Аллах, прости меня, и помилуй меня, и возмести мне, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию) [Приводится у ат-Тирмизи].

Если же он ограничиться словами “Аллахумма-гъфир ли”, то этого будет достаточно.

– Затем он, произнося слова такбира, делает второй земной поклон, который подобен первому.

– Затем, по мнению некоторых ученых, является желательным посидеть немного в джальсат аль-истираха (сидение для отдыха).

Так как в хадисе Малика бин аль-Хьууейриса в описании молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится, что он “поднялся на ноги, только после того, как выпрямился сидя” [Приводится у аль-Бухари].

Однако, следует заметить, что, по мнению большинства представителей мазхабов, данный вид сидения не является желательным элементом, кроме как по нужде ввиду преклонного возраста, болезни и т.д.

– Затем он, произнося слова такбира, поднимается для совершения второго рака›ата, опираясь при этом на руки. [Приводится у аль-Бухари]

– Затем он совершает второй рака’ат подобно тому, как он совершил первый. Однако при этом он не следует произносить ни слов “А’узубиЛлахи мина-ш-шайт1ани р-раджим”, ни слов ду’а аль-истифтах.

Ат-ташаххуд

После того, как он закончил совершение двух первых рака›атов, он садится для первого ташаххуда в форме аль-ифтираш. При этом он кладет руки на ляжки, не сжимая левую руку в кулак.

А что касается правой руки, то он прижимает мизинец и безымянный пальцы к ладони, соединяет средний палец вместе с большим в виде кольца и указывает указательным пальцем.

При этом взгляд следует держать именно на указательном пальце.

Сидя, в таком положении он говорит: “Ат-тахийату ли-Лляхи, уа-с-саля-уату уа-т-тайибату, ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, уа рахьмату-Ллахи уа баракату-ху, ас-саляму ‘аляй-на уа ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-сали-хьина. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху уа ашхаду анна Мухам-мадан ‘абду-ху уа расулю-ху”

(Приветствия Аллаху, и молитвы, и лучшие слова. Мир тебе, о, Пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник). [Приводится у аль-Бухари]

– Затем, произнося слова такбира, он поднимается в случае, если молитва превышает два рака’ата.

И в оставшихся рака’атах не следует читать чего-либо из Корана, помимо суры аль-Фатиха.

– И в последнем сидении ат-ташаххуд он садится, по мнению группы ученых, в форме “ат-тауаррук” [Приводится у Абу Дауд].

Суть ат-тауаррук заключается в следующем: подложить левую ногу под себя так, чтоб она выглядывала с правой стороны, опереться на левую ляжку и оставить правую ногу подобно тому, как она стояла в сидении аль-ифтираш.

Затем он говорит то, что говорил в первом сидении ат-ташаххуд, однако при этом добавляет следующее: “Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммадин, кама салляйта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инна-ка Хьамидун, Маджидун. Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инна-ка Хьамидун, Маджидун”

(О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!) [Приводится у аль-Бухари].

– Затем является желательным сказать: “Аллахумма, инни а’узу би-ка мин ‘азаби-ль-къабри, уа мин ‘азаби джаханна-ма, уа мин фитнати-ль-махьйа уа-ль-мамати уа мин шарри фитнати-ль-масихьи-д-даджжали”

(О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Антихриста) [Передал аль-Бухари].

– Можно также сказать: “Аллахумма, инни зъалямту нафси зъульман касиран, уа ля йагъфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гъфир ли магъфиратан мин ‘индикя уа-рхьам-ни, инна-ка Анта-ль-Гъафуру-р-Рахиму” (О, Аллах, поистине, я несправедливо отнесся к самому себя много раз (то есть, грешил), а никто, кроме Тебя не прощает грехов! Прости же меня, и даруй мне Своё прощение и помилуй меня, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!). [Передал аль-Бухари].

В конце молитвы он дает таслим сперва направо со словами: “Ас-саляму ‘алейкум уа рахьмату Ллах” [Приводится у Муслим], а затем налево таким же образом.

Обращение в сторону Киблы и вступительный такбир Ду›а аль-истифтах и чтение суры аль-Фатиха Поясной поклон и выпрямление Земной поклон и выпрямление Сидение между двумя земными поклонами Ат-ташаххуд Ат-таслим

Некоторые слова поминания, произносимые после молитвы

“Астагъфиру-Ллаха (трижды). Аллахумма, Анта-с-Саляму уа мин-ка-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли уа-ль-икрами!”

(Прошу прошения у Аллаха (трижды), о Аллах, Ты – Мир (“Салям” – одно из имён Аллаха, указывающее на свободу (саляма) от каких бы то ни было недостатков.) и от Тебя – мир (То есть: Ты избавляешь от любых бед), благословен Ты, о, Обладатель величия и Почитаемый!) [Приводится у Муслим]

“Ля иляха илля Ллаху уахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку уа ля-ху-ль-хамду уа хуа ‘аля купли шайин кади-рун! Аллахумма, ля мани’а ли-ма а’тайта, уа ля му’тыйа ли-ма мана’-та уа ля йан-фа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду”

(Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища.

Ему принадлежит владычество, Ему хвала. Он над каждой вещью мощен! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом). [Приводится у аль-Бухари]

“Ля иляха илля Ллаху уахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, уа ля-ху-ль-хамду уа хуа ‘аля купли шайин кади-рун! Ля хауля уа ля къууата илля би-Лляхи, ля иляха илля Ллаху уа ля на’буду илля ийа-ху! Ля-ху-н-ни’мату, уа ля-ху-ль-фадлю уа ля-ху-с-санау-ль-хасану! Ля иляха илля Ллаху мухлисина ля-ху-д-дина уа ляу кяриха-ль-кафируна”

(Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища.

Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он над каждой вещью мощен! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, нет бога, кроме Аллаха, не поклоняемся мы никому, кроме Аллаха! Он оказывает благодеяния, Он обладает достоинствами (Имеются в виду высшие, абсолютные достоинства или же качества.), и Ему – достойная похвала! Нет бога, кроме Аллаха, а мы искренни в религии перед Ним, даже если это и не нравится неверным). [Приводится у Муслим]

“Субхана Ллахи, уа-ль-хамду Ли-Лляхи уа Ллаху акбару” (Слава Аллаху, хвала Аллаху, Аллах велик). Каждую из этих фраз следует повторить по тридцать три раза [Приводится у Муслим].

А затем в сотый раз следует сказать: “Ля иляха илля Ллаху уахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку уа ля-ху-ль-хамду уа хуа ‘аля кул-ли шаййин кадирун”

(нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он над каждой вещью мощен). [Приводится у Абу Дауд]

– “Аллахумма, а’ин-ни ‘аля зикри-кя, уа шукри-кя уа хьусни ‘ибадати-кя” (О, Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе). [Приводится у ан-Насаи]

Передается, что ‹Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинал молитву с такбира, а чтение с “Хвала Аллаху Господу миров”.

И если он делал поясной поклон, то он не поднимал головы и не опускал ее, однако держал ее между этим и тем. Если же он поднимал голову с поясного поклона, то он не совершал земного поклона до тех пор, пока не выпрямлялся стоя.

А когда он поднимал голову с земного поклона, то он не совершал (второй) земной поклон до тех пор, пока не выпрямлялся сидя. И в каждых двух рака’атах он говорил “ат-тахьийат”. И он стелил свою левую ногу и ставил правую. И он запрещал сидеть подобно тому, как сидит шайтан.

А также запрещал, чтоб мужчина стелил свои локти, подобно хищному животному. И он завершал молитву таслимом”. [Передал Муслим]

Источник: https://www.al-feqh.com/ru/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.