Икона преображение господне и молитва

Содержание

19 августа – Преображение Господне (история праздника, молитвы)

Икона преображение господне и молитва
1:5021:507

19 августа Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – 19 августа (нов. ст.) имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа.

1:9011:906

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4).

1:14351:1440

Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн — взошли вместе с Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Оно сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии.

Они говорили с Христом о Его близком отшествии к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

1:21381:42:5082:513

Господь взошел на гору не один. Он взял с собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении.

В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества.

Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки.

2:16392:43:5083:513

В день праздника Преображения Господня в церкви поют (Кондак, глас 7-й): «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание ибо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

3:10233:1028

Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет.

Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет.

В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы видит христианское учение духовный смысл жизни.

3:19123:4 4:5294:534

Тропарь Преображения Господня

глас 7

4:614

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

4:9664:971

Кондак Преображения Господня

глас 7

4:1055

На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

4:14434:1448

Величание Преображения Господня

Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

4:1717

Молитва Преображению Господню

4:74

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

4:19814:4

Август

4:214:26

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановоюОт занавеси до дивана.4:221Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую,И край стены за книжной полкой.4:431Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводыШли по лесу вы друг за дружкой.4:654Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по-старому,Преображение Господне.4:868Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье,К себе приковывает взоры.4:1079И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский,Горевший, как печатный пряник.4:1326С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушинымиПерекликалась даль протяжно.4:1527В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее,Чтоб вырыть яму мне по росту.4:210Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческийЗвучал, не тронутый распадом:4:436«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскоюМне горечь рокового часа.4:648Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина!Я — поле твоего сражения.4:851Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный,И творчество, и чудотворство».4:1080

4:1090

Пастернак Борис

4:11344:1139

Источник: //jenskiymir.com/prazdniki/cerkovnye-prazdniki/2975-19-avgusta-preobrazhenie-gospodne-istoriya-prazdnika-molitvy.html

Молитва праздника преображения господня

Икона преображение господне и молитва

Советуем ознакомиться молитва праздника преображения господня с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Все православные христиане сегодня, 19 августа 2016 года, будут отмечать великий церковный праздник Преображения Господнего. Это день поста, так что сегодня принято читать молитвы, но не только этим известен такой знаменательный день.

На 19 августа также выпадает и народный праздник, который связан с церковными традициями — Яблочный Спас. Традиции и приметы Яблочного Спаса приурочены к природным силам.

В этот день, как говорили наши предки, лето прощается с нами окончательно, отдавая бразды правления осени и зиме.

Ночи становятся значительно более холодными и длинными, а на растениях начинают появляться сухая листва — все живое готовится к холодам.

Преображение Господне

19 августа — это не просто день, а день Успенского поста. Это один из четырех многодневных постов, который начинается Медовым Спасом 14 августа и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы 28 августа. Весь этот пост посвящен Деве Марии и ее материнскому подвигу. Это весьма строгий пост, но кратковременный по сравнению, например, с Великим.

Что касается самого Преображения, то этот праздник уже связан с Иисусом Христом. Ученики не верили до этого дня в то, что он говорит правду о своей смерти, и о том, что он должен ее принять. Они успокаивали его и пытались отговорить от страданий, но Иисус сказал, что так должно быть, что он является Сыном Божьим, и судьба его уже написана.

Далее история гласит, что Спаситель с тремя своими учениками пришел на гору Фавор, чтобы уединиться в молитвах. Петр и двое другие апостолов были настолько истощены, что уснули прямо на горе. Спасителю же явились Илия и Моисей — два ветхозаветных пророка.

В этот момент Христос преобразился, став словно Солнцем, от которого исходят лучи света. Ученики проснулись и увидели это, а потом услышали голос с Небес, который мог принадлежать самому Богу или Святому Духу.

Он сказал, что перед ними стоит Сын Божий, что его необходимо слушать и доверять ему, и что он действует по благоволению Отца«.

Иисус взял с Петра и двух других апостолов обещание: они никому не расскажут об увиденном до того момента, пока римляне его не убьют, и он не воскреснет. Их клятва была выполнена.

В 4 веке на той горе был построен храм, и началось празднование Преображения Иисуса Христа. Он Преображается для каждого из нас 19 августа каждого года. В 2016 году это произойдет снова.

Сегодня он вновь должен предстать перед нами в свете.

Молитва на Преображение к 19 августа

Это один из 12 главных православных праздников, поэтому важно соблюдать некие правила этого дня. Во-первых, люди должны посещать церковь в этот день. Во-вторых, необходимо читать молитвы. Вот лучшая из них:

Господь Иисус Христос, Боже наш, Сияние Славы Отца и Образ Ипостаси Его! Когда настанет конец времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Однако перед Крестом и вольными страстями Твоими на горе Фаворской преобразился ты в Божественной Славе Своей пред святыми Твоими учениками и Апостолами, мало скрыв плоти восприятие, что ты будешь распят, и увидишь смерть, уразумеют все страдание Твое вольное и Божество твое.

Даруй же и нам всем увидеть пречистое Плоти Твоей Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умами взойти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Многие спрашивают, как правильно молиться. Это очень распространенный вопрос, на который есть лишь один правильный ответ — от всей души и от всего сердца. Не стоит читать молитвы просто потому, что это необходимо.

Делайте это тогда, когда у вас назрел разговор с Богом. Он ответит вам, если у вас есть трудности, или поддержит вашу радость и сохранит ее. Главное, по-настоящему захотеть этого. Не молитесь, если вы в ярости, если вы думаете о чем-то плохом или замышляете недоброе.

Разум должен быть чистым и лишенным всего скверного.

Молитвы на Преображение Господне имеют огромную силу, поскольку праздник этот олицетворяет собой понимание Христовой веры. Пусть свет ведет вас через тернии, через беды и различные преграды к пониманию Божьей истины.

На Преображение также читают «Живые помощи», «Отче наш», «Символ веры». Это самые действенные молитвы, которые обычно знает каждый христианин. В каждом православном доме читаемые молитвы преображаются в любовь и понимание между членами семьи, сотворяя уют и соединяя домочадцев прочной невидимой нитью. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Яблочный Спас: народные традиции, обычаи и приметы

Яблочный Спас связан с огромным количеством примет, обрядов и обычаев. Церковные и народные традиции этого празднества переплелись и .

12 главных православных праздников

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего .

Яблочный Спас: суть и история праздника

Яблочный Спас — народный праздник, приуроченный к православному торжеству Преображения Господня. Этот день является одним из значимых церковных .

Крещенский сочельник 18 января: что можно делать, а что нельзя

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят молитвы Господу и благодарят его .

Что можно и что нельзя делать на Рождество 7 января

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что можно и нужно .

Молитва Преображению Господню

Преображение Господне является христианским праздником и совершенно каждый год отмечается – 19 августа. Также данный праздник известен нам как Яблочный Спас (Второй Спас). Установлен он в память событий, Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В день Преображения Господня совершенно все православные произносят следующую молитву:

Преображение Господне (Яблочный спас)

Православие летом традиционно готовится к христианскому праздничному духовному событию: Преображению Иисуса Христа.

Рождение традиции — момент открытия императрицей Еленой храма, возвышающегося над горным предместьем Фавор. Знаковый чудотворный день, 19 августа, пришелся на жаркую летнюю пору. Созревали виноградники, фруктовые деревья ломились под тяжестью созревших плодов, христиане в знак благоговения, несли на освещение чудотворными молитвами созревший урожай.

Духовное явление получило простонародное название Яблочный Спас. Православные россияне приносят для освещения молодые яблоки, ожидая христианского благословения на скорейшее созревание богатого урожая.

Яблочный Спас (19 августа) — православный двунадесятый праздник «Преображения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа».

Он имеет свою историю, рассказанную в Евангелие, о Преображении Господа на горе Фавор.

Когда Христос спустился с небес, он начал разговор с учениками, а потом люди услышали голос с небес, который провозгласил Иисуса своим сыном. В тот период в Иерусалиме поспевал виноград.

Его начали освящать в храмах в честь Преображения Господня. Со временем традиция освящения распространилась и на яблоки.

В старину до наступления этого праздника у христиан запрещалось употреблять в пищу любые фрукты, в том числе и яблок. После Яблочного спаса же начинали устраивать яблочные торги, щедро угощать яблоками соседей и странников, активно употреблять их в пищу.

В наши дни верующие встречают этот день рано утром в церкви и приносят с собой для освящения яблоки, груши, сливы, виноград и другие фрукты, что также связано с Успенским постом, продолжающимся вплоть до 28 августа. Освященные фрукты являются символом плодородия и благополучия.

Согласно приметам, на Яблочный спас запрещено заниматься любой работой, кроме приготовления пищи, хотя, конечно, этому запрету сложно следовать в современном мире.

Молитвы на Преображение Господне (Яблочный спас)

Тропарь предпразднству Преображения Господня

Христово преображение предусрящем,

светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:

приспе день Божественнаго веселия:

восходит на гору Фаворскую Владыка,

Божества Своего облистати красоту.

Тропарь праздника Преображение Господне, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,

показавый учеником Твоим славу Твою,

да возсияет и нам, грешным,

Свет Твой присносущный

Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе преобразился еси,

и якоже вмещаху ученицы Твои,

славу Твою, Христе Боже, видеша,

да егда Тя узрят распинаема,

страдание убо уразумеют вольное,

мирови же проповедят,

яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображению Господню

и почитаем пречистыя плоти Твоея

Задостойник праздника Преображения, глас 4

Величай, душе моя,

на Фаворе преобразившагося Господа.

Рождество Твое нетленно явися:

Бог из боку Твоею пройде,

яко Плотоносец явися на земли,

и с человеки поживе.

Тя, Богородице, тем вси величаем.

Молитвы Святителю Петру

Что еще почитать?

Источник: //xn----7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/molitva-prazdnika-preobrazheniya-gospodnya/

Икона преображение господне и молитва

Икона преображение господне и молитва

Данная статья содержит: икона преображение господне и молитва – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Молитвы на Преображение Господне

Тропарь предпразднству Преображения Господня

Христово преображение предусрящем,

светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:

приспе день Божественнаго веселия:

восходит на гору Фаворскую Владыка,

Божества Своего облистати красоту.

Тропарь Преображению Господню , глас 7

показавый учеником Твоим славу Твою,

да возсияет и нам, грешным,

Свет Твой присносущный

Светодавче, слава Тебе.

и якоже вмещаху ученицы Твои,

славу Твою, Христе Боже, видеша,

да егда Тя узрят распинаема,

страдание убо уразумеют вольное,

мирови же проповедят,

яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображению Господню

и почитаем пречистыя плоти Твоея

Задостойник праздника Преображения, глас4

на Фаворе преобразившагося Господа.

Рождество Твое нетленно явися:

Бог из боку Твоею пройде,

яко Плотоносец явися на земли,

и с человеки поживе.

Тя, Богородице, тем вси величаем.

Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси,

смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей

преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы,

мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема,

уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея,

идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования,

да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего,

и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими

прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем

и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

К началу страницы

© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского

(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

В чем помогает православная молитва перед иконой преображение господне

В центре русской православной иконы Преображение Господне — сам Господь Бог, который светится дивным светом. Одеяние его ослепительного белого цвета. Перед ним в изумлении стоят его ученики. Таким они узрели учителя впервые. Пред ними предстал Сын Божий, из которого исходит Божественный свет и слава. Церковная Икона указывает на один очень важный момент — он был и есть Человек.

Православная икона Преображение Господне изображает Спасителя, помещенного в шестиконечную звезду. Если присмотреться, то можно рассмотреть два треугольника. Это и есть символ того, что сам Господь Бог объединяет в себе и Божественное и Человеческое.

А тесная связь этих двух треугольников указывает на то, насколько эта связь крепкая. Что касается апостолов, то на святой иконе четко видна их реакция. Они всерьез удивлены и поражены. Петр падает на колени и закрывает глаза рукой от яркого света. Иоанн и Иаков изображены упавшими ниц.

Они, так же как и Петр, пытаются укрыться от дивного света.

Значение иконы Преображение Господне

Икона Преображение Господне — считается иконой большого праздника, дарующая свет спасения от всего плохого и негативного, с чем может столкнуться человек.

Православная икона ограждает верующего от соблазнов и искушений и спасает от мрака и тьмы. Вознесенная молитва к данной иконе дарует верующему понимание того, что Бог есть человек и осознание того, какие муки и страдания он перенес во имя всего человечества.

Помимо этого, человек начинает смотреть на себя со стороны, оценивая свои деяния и бытие, мысли и чувства. В молитве к христианской иконе человек может поразмыслить о настигших его проблемах и попросить помощи и совета в их решении.

Искренняя молитва перед иконой Преображение Господне открывает путь для того самого дивного света, которым ознаменовалось преображение Господне.

Где можно купить икону Преображение Господне?

Купить икону Преображение Господне можно в одном из православных интернет магазинов. Маленькая или большая, в золоте, бронзе или янтарная — вариантов может быть много. Помимо этого, каждый желающий может вышить ее самостоятельно, вложив в нее свою душу и чистые помыслы. В комплекте обязательно идет ткань с нанесенным на нее рисунком, бисер и подробная инструкция.

Мощная молитва, читаемая на Преображение Господне 19 августа!

Перед иконой Преображения Господня просят о защите и благословении у Господа!

Обязательно прочитаю сегодня эту молитву! Спасибо большое!

Перед образом «Преображения» люди просят защиты у Господа от того, что может поколебать веру в Бога, просят дать силы для укрепления своих сил и немощей в деле спасения души.

Молитвы перед иконой «Преображение Господне» могут помочь провести переоценку своей жизни и новыми глазами посмотреть на свои поступки и чувства.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем,

Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное

к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси,

смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей

преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы,

мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема,

уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим,

чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея,

идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования,

да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего,

и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими

прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем

и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Смотрим также красивое видео:

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в ↓

Преображение Господне: история, иконы, молитвы, проповеди

Икона преображение господне и молитва

19 августа Церковь празднует Преображение Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Через это событие истина о воплощенном Боге Слове была явлена всем людям воочию.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору в Галилее (по Преданию – гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом.

Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: “Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии”. В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”.

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста.

По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: ”…да егда Тя узрят распинаема”».

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с  Богом. На этом учении зиждется исихазм – восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, – яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый “яблочный пост”.

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии.

Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей.

И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми.

С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.

Духовное содержание празднуемого события:

В этот день Господь Иисус Христос:
— явил Свою Божественную Славу, святость по человеческому естеству, показав вместе с тем, что Он – Всесовершенный Бог и Совершенный Человек;
— указал, как воссияют праведники (в меру их святости) в Царстве Славы;
— явил власть над Небом и преисподней (призвав на гору Фавор пророка Илию и законоположника Моисея);
— продемонстрировал превосходство Евангелия над ветхозаветным законом (Моисей и Илия, ревнители ветхозаветного закона, стояли перед Спасителем как рабы перед Владыкой).

Искаженные представления о содержании Праздника:

— Сияние Сына Божия (в момент Преображения) следует связывать с природным явлением (блеском молнии или особой яркостью солнечного света) (в этом состояло заблуждение последователей еретиков Варлаама и Акиндина).

Молитвы

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти.

Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́.

Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа.

По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами.

Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей.

Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света.

Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным.

Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии.

Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов.

Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий).

Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Митрополит Антоний Сурожский.

Праздник Преображения раскрывает перед нами славу Богом созданной твари. Не только Христос явился в славе Отчей, в славе Своей Божественной в этот день перед Своими учениками: Евангелие нам говорит, что Божественный свет струился из Его физического тела и из той одежды, которая его покрывала, изливался на все, что окружало Христа.

Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в Воплощении Христовом.

Мы не можем без недоумения думать о Воплощении: как оказалось возможно, что человеческая плоть, материя этого мира, собранная в теле Христовом, могла не только быть местом вселения Живого Бога – как бывает, например, храм – но соединиться с Божеством так, что и тело это пронизано Божественностью и восседает теперь одесную Бога и Отца в вечной славе? Здесь прикровенно открывается перед нами все величие, вся значительность не только человека, но самого материального мира и неописуемых его возможностей – не только земных и временных, но и вечных, Божественных.

И в день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой.

И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть со-трудниками Божиими в освящении той твари, которую Господь сотворил… Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью.

Но это должно распространиться далеко за пределы храма: все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни – все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся…

Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню. Аминь.

Статьи

Источник: //vykssa.blagochin.ru/cerkovnye-prazdniki/preobrazhenie-gospodne-istoriya-ikony-molitvy-propovedi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.